Коммуникативная, психологическая и лингвистическая характеристика особенностей диалогической речи

Педагогические практики » Развитие навыков диалогической речи у учащихся среднего звена на уроках английского языка среднеобразовательной школы » Коммуникативная, психологическая и лингвистическая характеристика особенностей диалогической речи

Страница 2

Теперь охарактеризуем психологические характеристики особенностей диалогической речи.

Как и любой другой вид речевой деятельности, диалогическая речь всегда мотивирована. Однако в условиях обучения мотив сам по себе возникает далеко не всегда. Следовательно, необходимо создать условия, в которых у школьников появилось бы желание и потребность что-то сказать, передать чувства [13, с. 47].

Диалогическая речь характеризуется обращенностью. Общение, как правило, проходит в непосредственном контакте участников, которые хорошо ознакомлены с условиями, в которых происходит коммуникация. Диалог предвидит зрительное восприятие собеседника и некоторую незавершенность высказываний, которая дополняется неразговорными способами общения (мимикой, жестами, контактом глаз, позами собеседников). С их помощью говорящий выражает свои желания, сомнения, сожаления, предположения [13, с. 47].

Одной из главных психологических особенностей диалогической речи является её ситуативность. Диалогическая речь считается преимущественно ситуативной, поэтому часто её содержание может быть понято лишь с учётом той ситуации, в которой создаётся.

По характеру отношения к реальной действительности ситуации могут быть либо реальными, либо воображаемыми, воссоздаваемыми путём описания или наглядно – путём моделирования обстоятельств с помощью различных аудиовизуальных средств. Некоторые методисты вносят в определение «речевой» ситуации социальный аспект речевой коммуникации и выделяют, например, такие типичные коммуникативные ситуации: 1) разговор покупателя с продавцом; 2) разговор отца с сыном; 3) разговор начальника и подчинённого и т.д. [26].

Следует отметить, что в процессе обучения нас интересуют не любые ситуации действительности, а лишь те, которые вынуждают к общению. Такие ситуации и называются разговорными или коммуникативными. Они всегда содержат в себе стимул к осуществлению речи [10, с. 147].

В реальном процессе общения коммуникативные ситуации возникают, как правило, сами собой. Это так называемые природные ситуации. Такие ситуации можно использовать в процессе обучения иностранному языку. Например, в школе на днях прошли спортивные соревнования – их результаты можно обсудить на уроке, при условии, что ученики уже владеют соответствующим разговорным материалом.

Коммуникативная ситуация состоит из следующих компонентов:

1) коммуниканты и их отношения (субъекты общения);

2) объект (предмет) общения;

3) отношение субъекта (субъектов) к предмету разговора;

4) условия речевого акта [10, с. 148].

Учебные коммуникативные ситуации создаются на уроках при помощи вербальных и разных невербальных аудиовизуальных средств. Они должны стимулировать мотивацию обучения, вызывать интерес к участию в общении, желание как можно лучше выполнить задание.

Диалогу свойственны эмоциональность и экспрессивность, которые проявляются чаще всего в субъективно-оценочной окраске речи, в образности, в широком использовании невербальных средств, готовых фраз и разговорных формул [3, с. 204].

Другой отличительной чертой диалогической речи является ее спонтанность. Спонтанный характер диалогического высказывания обуславливает использование разного рода клише и разговорных формул, а также свободную оформленность фраз. Спонтанный характер речи проявляется также в паузах нерешительности, перебивания, перестройке фраз [3, с. 203].

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Значение темы "Моделирование и формализация" в курсе информатики в школе
Современный этап развития образования, в частности общего среднего образования, характеризуется повышенным вниманием к понятию модели и методологии моделирования применительно к различным областям знания. Примером этому может служить включение понятия «модель» в содержание образовательных областей ...

Методика работы с листами рабочей тетради на занятии
Лекция рассчитана на двенадцать академических часов. Не более одной пары в один учебный день. В первый день ученикам читается лекция. После прочтения лекции раздаётся первый лист учебной тетради, где ученикам предлагается заполнить пробелы. Это либо какое-то пропущенное понятие, но само определение ...

Игра
Игра – это единственная деятельность, с помощью которой сначала взрослый «войдет» в мир ребенка, а потом оттуда «поведет» его в свой взрослый мир. Качественное отличие этой точки зрения от общепринятых в социальной психологии состоит в том, что детство – это не просто подготовка к будущей взрослой ...

Главное на сайте

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru