Коммуникативная, психологическая и лингвистическая характеристика особенностей диалогической речи

Педагогические практики » Развитие навыков диалогической речи у учащихся среднего звена на уроках английского языка среднеобразовательной школы » Коммуникативная, психологическая и лингвистическая характеристика особенностей диалогической речи

Страница 3

В ходе диалогической речи каждому из участников контакта приходится решать целый ряд задач психологического характера, а именно:

1) помнить все предыдущие беседы с данным партнером, чтобы максимально использовать опыт совместного общения, не повторятся;

2) помнить все, что сказал собеседник в ходе данного контакта, и все, что сказал сам;

3) мгновенно оценить всю сумму сведений, полученных к началу своей речевой партии;

4) уметь вовремя вставить свое слово (не нарушая при этом принятых правил общения);

5) следить за правильностью языковой формы, в которую облекают мысли;

6) слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, внести в уже отзвучавшую часть фразы соответствующие изменения и поправки;

7) уметь извлекать информацию из ситуации общения, в том числе сообщаемую паралингвистическими средствами (жестами, мимикой), к которым прибегает собеседник [18, с. 13].

Психология диалогизирования обусловлена частой сменой ролей говорящего и слушающего, использованием различных способов речемыслительной деятельности – от непроизвольного клиширования до обдумываемого построения высказывания. Речевые механизмы автоматически учитывают как ситуацию общения, так и текст партнера [18, с. 13].

Теперь рассмотрим лингвистические особенности диалогической речи.

Диалог как продукт скоординированной устноречевой деятельности двух (трех и более) собеседников – это связанный текст, которому свойственны все основные характеристики сверхфразового единства. В число параметров устного диалогического текста могут быть включены:

- отнесенность к той или иной сфере устноязычного общения;

- характер тематики (одна тема, система тем, несколько разнообразных тем);

- количество создателей текста (диалог, трилог, полилог);

- функционально-стилевой регистр (разговорный, официально-деловой и тому подобное);

- степень подготовленности собеседников к речевому акту (наличие заготовок мыслей и фактов, степень владения темой);

- лингвистические характеристики (нормативность речи, состав словника, интонационная оформленность);

- ситуативность (степень опоры говорящих на неязыковые каналы связи в процессе их речевого контакта и отражение этой особенности общения в тексте);

- глубина и детализация коммуникативной разработки темы (или тем), обсуждавшейся в течение речевого контакта;

- избыточность (рыхлость) текста [18, с. 14].

Единицей диалога является диалогическое единство, пара реплик, принадлежащих разным собеседникам и образующих органическое целое в содержательном и структурном отношении. Только в совокупности они представляют собой законченное элементарное высказывание [16, с. 130].

Диалогические единства могут быть константными и мобильными (то есть переходящими одно в другое).

В зависимости от функциональной связи реплик в диалоге выделяют разные виды диалогических единств. Их можно представить в виде таблицы (см. Приложение А «Основные виды диалогических единств»).

Диалогические единства 1-8 объединены в три группы по коммуникативной функции первой реплики: сообщение (I группа), побуждение (II группа), вопрос (III группа). IV группа объединяет диалогические единства, которые включают реплики разговорного этикета [10, с. 150].

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Теория развивающего обучения
В основу дано концепции Давыдов В.В. и Эльконин Д.В. положили гипотезу о ведущей роли теоретического знания, то есть учебная деятельность ребенка представляется как познавательная, построенная по теоретико-дедуктивному типу. Реализация этой теории достигается формированием у учащихся теоретического ...

Научно-теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента
Проблема формирования словаря у дошкольников с ОНР занимает одно из важных мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики при различных речевых нарушениях и о методике её формирования и развития является особо актуальным. Формирование словарного запаса имеет большое значение для развити ...

Апробация занятий из разработанного цикла. Описание опыта
Разработанные мною занятия графическими материалами рассчитаны на внедрение в детскую художественную школу. Но на производственной практике я попала в другие условия, в школу № 700, в которой и проводила апробацию занятий. Для проведения занятий с младшими школьниками было необходимо перестроить за ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru