Однако, для того чтобы этот переход действительно состоялся, недостаточно только накопить определенный потенциал психологического развития. Необходимы условия, при которых стала бы возможной реализация этого опыта, и они должны быть созданы в ходе школьной жизни. Если этого не происходит, возникает противоречие между возможностями коллектива и его деятельностью, и оно может обостриться. Своевременное разрешение этого противоречия приведет к росту коллектива, задержка - к остановке или даже к обратному движению.
Приведем пример действия этого противоречия во временном юношеском коллективе лагеря “Костёр”.
В первые дни лагерной смены в одном из отрядов подобрались дружные, инициативные ребята. Отряд очень скоро проявил способность к самоуправлению. С момента избрания органов самоуправления отряд получил официальное право на самостоятельность в принятии решений. Однако общие планы работы на день, разработанные руководством лагеря, жестко регламентировали и ограничивали самостоятельную работу отряда, сковывали его инициативу. Большинство организационных вопросов в отряде по-прежнему решалось единолично педагогом, руководившим отрядом. Это лишило отряд самостоятельности. Образовалось противоречие между возможностями коллектива и их реализацией. Ребятам стало скучно, исчезли инициатива, творчество. К счастью, противоречие было снято за счет перестройки отношений в лагере: прекратились мелочная опека и регламентация жизни отрядов со стороны руководства лагеря. Это привело к активизации развития данного отряда в коллектив. В противном случае возникший конфликт мог бы вызвать задержку его развития.
Противоречие между стремлением детского коллектива и самостоятельности и ограничением ее со стороны педагогов, объясняемым (часто вполне обоснованно) тем, что детский коллектив еще не готов к самостоятельному решению сложных задач, - явление нередкое. Нужна перестройка работы как первичного, так и вторичного коллективов, их согласованность. Инициатива в этом деле должна принадлежать педагогическому коллективу.
Новости образования:
Психолого-педагогическая
характеристика учащихся старших классов
Для того, чтобы обучение проходило успешно при подборе материала и подготовке уроков необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Мне кажется, что т.к. при изучении наглядной топологии, мы делаем один из главных акцентов на развитие пространственного представления, то необходимо разобрат ...
Принципы разработки учебного материала для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
При разработке, любой учебный материал должен отвечать определенным образовательным принципам. «Принципы - это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деяте ...
Теоретические основы проблемного обучения. Исторический
экскурс
Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский). В ХХ столетии идеи проблемн ...