Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 14

5-й этап. Группа-коллектив. Это высший уровень развития контактной группы. Ей свойственны единые интересы, организованность, подготовленность, психологическая коммуникативность и все те качества, о которых говорилось ранее. Группам, достигшим уровня коллектива, присущи гармония личных, групповых и общественных интересов, инициатива и активность в достижении общественно полезных целей.

В своих сочинениях старшеклассники - члены настоящих ученических коллективов - пишут, что каждый из них привык любое дело доводить до конца, выполнять его на совесть: “В нашем классе у каждого есть поручение. Нет ни одного человека, кто бы не имел его. Какие бы поручения ни были, малые или большие, их выполняют с увлечением, потому что каждый выбрал его себе сам, выбрал по душе и выполняет хорошо”; “Если в классе кто-то вносит какие-то предложения, все к ним относятся внимательно, и не было еще ни одного случая, когда сделанное кем-то предложение сразу бы отвергли. Если предложение не очень подходящее, то выбирают из него всё, что может понадобиться, всё, что представляется важным. Ребята всегда с радостью несут свои предложения в класс”.

Учащиеся развитых коллективов с одинаковым интересом относятся и к делам всех своих одноклассников, и к делам других классов, всей школы: “Все в классе нужны друг другу”; “Ни один из нас не может быть спокоен, когда кому-то не по себе, когда кому-то трудно, если у кого-то что-то не получается”. Школьники говорят о внимании и тактичности, доброжелательности в классе: “Много у нас замечательных организаторов, много талантливых ребят”; “В нашем классе все очень любят говорить откровенно, не стесняясь, прямо в глаза. Обо всех делах класса, друг о друге мы говорим на собраниях”; “У каждого есть недостатки, но как-то без всякой договоренности получается у нас так, что о недостатках высказываемся как бы мимоходом, вовсе не обижая человека, и это идет ему на пользу”; “И я очень рада, что у меня такие одноклассники. Они никогда не задирают носа, а всегда придут на помощь. Это они делают просто потому, что им до всего есть дело”.

Представленное описание этапов развития коллектива - это схема, составленная на основе обобщения наблюдений за различными ученическими объединениями, анализа сочинений, результатов деятельности и других эмпирических данных. Схема дает ориентиры для оценки зрелости класса как коллектива, помогает прогнозировать ближайшее и отдаленное будущее социально-психологического развития коллектива.

Опираясь на эту схему и используя понятия, определенные ранее, мы расскажем о том, как учитель может формировать и развивать различные полезные психологические характеристики ученических коллективов.

Какой путь должен пройти в своем психологическом развитии ученический класс, чтобы стать коллективом? Можно ли ожидать, что группа детей, собранных для совместной учебы в один класс, через несколько месяцев или лет сама собой станет дружным, сплоченным коллективом? Как показывают факты, стихийное превращение класса в настоящий коллектив случается редко. Одно из проведенных нами исследований - изучались 11 старших классов - показало, что примерно половина из них находятся на ступени “группа-ассоциация”, а остальные - на ступени “группа-кооперация”. Ни один из них не достиг уровня развития коллектива за годы совместной учебы. Такая же исследовательская работа, выполненная при помощи методики СПСК (были изучены более 20 старших классов), дала аналогичный результат: ни один из классов не стал настоящим коллективом. Это говорит о том, что путь к вершинам коллективизма не прост, не измеряется временем существования группы.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Новости образования:

Понятие о педагогических ценностях
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и ...

Выбор подхода к преподаванию структурного программирования
При решении задач с использованием структурного программирования можно выделить два основных направления [7, c. 78]:1) "алгоритмический" подход заключается в следующем: схема решения задачи описывается на алгоритмическом языке (языке блок-схем алгоритмов) и затем переводится в программную ...

Методика констатирующего эксперимента
Данная методика адаптирована к задачам исследования и включает такие разделы, как исследование объема пассивного и активного словаря, исследование словаря антонимов и синонимов и обобщений. Исследование объема и качества пассивного и активного словаря. 1. Исследование пассивного словаря. Цель: Иссл ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru