Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 18

В коллектив объединяются не просто индивиды, а личности, каждая из которых имеет свои особые черты характера, интересы, достоинства и недостатки. Личности свойственно самоутверждаться, стремиться быть непохожей на других, быть признанной другими, уважать себя. Если в классном коллективе у человека нет возможности для удовлетворения этих потребностей, то школьники ищут (и часто находят) их в других группах и коллективах.

Стремление к самоутверждению, с одной стороны, и к идентификации с коллективом, с другой, - одно из противоречий, разрешение которого придает жизни школьного класса динамизм, психологически развивает его. Второе противоречие в развитии связано с тем, что класс включен в более широкую общность, в частности в общешкольный коллектив, во взаимодействие с другими коллективами. Такое взаимодействие обостряет противоречие между “я” и “мы" (“я как личность” и “мы как класс”, “пионерский отряд”), “мы" и “они” (“мы - наш класс, наш коллектив”, “они - другие коллективы: школа в целом, соседние классы”).

“Субъективная сторона всякой реально существующей общности людей, всякого коллектива, - писал в связи с обсуждаемым нами вопросом известный советский социальный психолог и историк Б.Ф. Поршнев, - конструируется путем этого двуединого или двустороннего психологического явления, которое мы обозначили выражением “мы" и “они”: путем отличения от других общностей, коллективов, групп людей вовне и одновременного уподобления в чем-либо людей друг другу внутри”.

Наблюдения за развитием ученических объединений показывают, что чем больше классный коллектив включается в жизнедеятельность школьного коллектива и усваивает типичные для школы черты, тем заметнее становятся его особенности. В классе все отчетливее проявляются только ему присущие нормы, обычаи, традиции. Все это находит выражение в разговорах о своем коллективе (“А у нас. ”; “А в нашем классе. ”).

Контакты двух и более первичных ученических коллективов почти всегда сопровождаются видимым или скрытым соперничеством. При этом когда мы - класс превалирует над мы - школа, тогда обособление первичного ученического коллектива (класса, отряда) превращается в оторванность, чрезмерное противопоставление его вторичному (школе, лагерю) или другим, таким же, как и он, первичным коллективам. Бывает и наоборот: общешкольный коллектив, лагерь, какая-нибудь школьная организация, чрезмерно увлеченные делами массового характера, могут психологически нивелировать свои первичные коллективы, как бы пренебрегая их индивидуальными интересами и особенностями. Каждый из таких случаев ведет к обострению противоречия между “мы" и “они”.

Оба эти противоречия существуют в единстве и одновременно проявляются в большей или меньшей степени в разных ситуациях. Под их воздействием ускоряется развитие ученического объединения.

Даже в течение дня коллектив в одних делах может быть высокоорганизованным, целеустремленным, а в других - разобщенной группой. Однако многие черты и особенности (например, ценностно-ориентационное единство, организованность, взаимопонимание, общность эмоциональных переживаний и др.), возникшие и определенное время существовавшие, сохраняются в коллективной памяти класса. Эта память способствует дальнейшему развитию коллектива. Чем чаще и дружнее ребята сообща решают какие-то дела, тем увереннее можно сказать, что объединение школьников приближается к переходу на новый, более высокий уровень коллективного развития.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19

Новости образования:

Общие понятия о процессе обучения истории и его компоненты
Накопление личного и коллективного опыта обучения, обмен им и практическое его использование возможны только потому, что в обучении в разных классах и школах проявляются общие зависимости между содержанием и приемами обучения, с одной стороны, и его образовательно-воспитательными результатами - с д ...

Результаты использования развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста
В данном параграфе мы представим результаты создания предметно-развивающей среды и экологического образования детей с помощью этой среды. Проводя с детьми экологические занятий и создавая вокруг них соответствующую экологическую среду, мы делали постоянные наблюдения, и в конце 2011 года провели та ...

Организация учебной и воспитательной работы в вузах Ставрополья
В указанном параграфе речь пойдет о развитии научных направлений по физике и математике и интеграции их достижений в образовательный процесс в других вузах Ставрополья. Прежде всего, хотелось бы отметить результаты деятельности и успехи Ставропольского политехнического института, основанного в 1971 ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru