Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 15

Вот еще факты. Получены они с помощью сочинений, написанных старшеклассниками школ Костромской области в лагере “Костёр”. В сочинениях юношам и девушкам предлагалось рассказать о своем классе так, как будто бы они рассказывают о человеке с его сильными и слабыми сторонами, его индивидуальными особенностями. Предварительно ребят специально научили описывать свой класс как коллектив. Были отобраны сочинения, в которых содержались развернутые характеристик 635 старших классов. Анализ показал, что, в соответствии с описанной выше схемой, 18% классов находятся на начальной стадии образования коллектива, около 57% - на середине пути к нему, 21% приближаются к коллективу и лишь 4% классов могут быть отнесены к высокоразвитым коллективам.

Приведенные данные показывают, что за годы учебы классные объединения ребят как коллективы в большинстве своем достигают весьма невысокого уровня развития. Примерно половина классов находится на середине пути к развитому коллективу. Это соотношение сохраняется при сопоставлении данных, полученных по городским и сельским школам.

Особый интерес представляет сравнительная информация о состояний психологического развития классов как коллективов по седьмым, восьмым и девятым классам. Существенных различий в уровнях развития коллектива школьников разных возрастов не обнаружено. На первой, самой низкой ступени развития (номинальная группа) находится небольшое количество классов - до 6% по каждой параллели; на второй ступени (группа-ассоциация) - примерно до 15% по всем возрастам; на третьей ступени (группа-кооперация) находится самое большое количество классов по всем параллелям - около 38%, Дальше идет спад: на четвертой ступени (группа-автономия) - приблизительно 18% классов и совсем немного - около 5% - на самой высокой, пятой ступени (группа-коллектив), независимо от класса.

Из этого следует, что старшие классы в школе могут достигать очень разного уровня развития, причем пребывают на низших ступенях и седьмые, и восьмые, и девятые классы. Более старшие школьники не обнаружили преимуществ в развитии коллектива. Часть седьмых и восьмых классов, как выяснилось, опережали в своем развитии некоторые девятые классы.

Еще одно исследование проводилось с помощью комплекса различных методик. Изучались классы с третьего по десятый в ряде городских и сельских школ: итоги работы подтвердили описавшую тенденцию. Кроме того, исследование показало, что общая картина состояния развития средних классов - пятых, шестых и седьмых - примерно такая же, как и в старших. В каждой школе распределение классов по уровню развития коллектива имеет свои особенности. Были, например, школы, где вовсе отсутствовали классы, достигшие 4-го и 5-го уровня.

Как относиться к этим фактам и объяснять их? Не преувеличивая и не преуменьшая их значения, не делая из них далеко идущих, тем более пессимистических, выводов, нельзя, однако, не обеспокоиться состоянием воспитательной работы в школе. Мы слишком часто и не всегда обоснованно в последние годы стали употреблять понятие “коллектив”, называя этим именем без должного на то социально-психологического основания самые различные детские школьные объединения. В результате само понятие коллектива несколько утратило свой первоначальный высокий смысл. Желаемое - видеть все классы и все официально созданные объединения школьников настоящими коллективами - стали зачастую выдавать за действительное.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Новости образования:

Сотрудничество учителя и работников внешкольных учреждений
Целью сотрудничества учителя и работников внешкольных учреждений является привлечение к организации внеурочной работы квалифицированных педагогов и специалистов различного профиля, а также использование материально-технических ресурсов внешкольных учреждений для эффективного общего и специального р ...

Предметно-развивающая среда как средство развития детей среднего дошкольного возраста
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами [1, с. 14]. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова пространство определяется как промежуток меж ...

Опыт использования рефлексии на уроках английского языка в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Строитель
Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в реальном учебном процессе. Исследовательская работа проводилась в течение педагогической практики 2010-2011 учебного года в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2»г ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru