Вот еще факты. Получены они с помощью сочинений, написанных старшеклассниками школ Костромской области в лагере “Костёр”. В сочинениях юношам и девушкам предлагалось рассказать о своем классе так, как будто бы они рассказывают о человеке с его сильными и слабыми сторонами, его индивидуальными особенностями. Предварительно ребят специально научили описывать свой класс как коллектив. Были отобраны сочинения, в которых содержались развернутые характеристик 635 старших классов. Анализ показал, что, в соответствии с описанной выше схемой, 18% классов находятся на начальной стадии образования коллектива, около 57% - на середине пути к нему, 21% приближаются к коллективу и лишь 4% классов могут быть отнесены к высокоразвитым коллективам.
Приведенные данные показывают, что за годы учебы классные объединения ребят как коллективы в большинстве своем достигают весьма невысокого уровня развития. Примерно половина классов находится на середине пути к развитому коллективу. Это соотношение сохраняется при сопоставлении данных, полученных по городским и сельским школам.
Особый интерес представляет сравнительная информация о состояний психологического развития классов как коллективов по седьмым, восьмым и девятым классам. Существенных различий в уровнях развития коллектива школьников разных возрастов не обнаружено. На первой, самой низкой ступени развития (номинальная группа) находится небольшое количество классов - до 6% по каждой параллели; на второй ступени (группа-ассоциация) - примерно до 15% по всем возрастам; на третьей ступени (группа-кооперация) находится самое большое количество классов по всем параллелям - около 38%, Дальше идет спад: на четвертой ступени (группа-автономия) - приблизительно 18% классов и совсем немного - около 5% - на самой высокой, пятой ступени (группа-коллектив), независимо от класса.
Из этого следует, что старшие классы в школе могут достигать очень разного уровня развития, причем пребывают на низших ступенях и седьмые, и восьмые, и девятые классы. Более старшие школьники не обнаружили преимуществ в развитии коллектива. Часть седьмых и восьмых классов, как выяснилось, опережали в своем развитии некоторые девятые классы.
Еще одно исследование проводилось с помощью комплекса различных методик. Изучались классы с третьего по десятый в ряде городских и сельских школ: итоги работы подтвердили описавшую тенденцию. Кроме того, исследование показало, что общая картина состояния развития средних классов - пятых, шестых и седьмых - примерно такая же, как и в старших. В каждой школе распределение классов по уровню развития коллектива имеет свои особенности. Были, например, школы, где вовсе отсутствовали классы, достигшие 4-го и 5-го уровня.
Как относиться к этим фактам и объяснять их? Не преувеличивая и не преуменьшая их значения, не делая из них далеко идущих, тем более пессимистических, выводов, нельзя, однако, не обеспокоиться состоянием воспитательной работы в школе. Мы слишком часто и не всегда обоснованно в последние годы стали употреблять понятие “коллектив”, называя этим именем без должного на то социально-психологического основания самые различные детские школьные объединения. В результате само понятие коллектива несколько утратило свой первоначальный высокий смысл. Желаемое - видеть все классы и все официально созданные объединения школьников настоящими коллективами - стали зачастую выдавать за действительное.
Новости образования:
Факторы
влияния, основные стратегии, результаты информатизации российского образования
Проблемы информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой ХХI века. Формирование единой информационной образовательной среды предъявляет повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации педагогических, научных и руководящих кадров общего и профессиона ...
Вопросы коррекции речи дошкольников в психолого-педагогической литературе
Повышение общей культуры человека невозможно без развития культуры речи, так как культурные нормы и все то, что регулирует человеческое поведение, даются через язык и речевое общение. Под речью понимают как процесс говорения (речевая деятельность), так и его результат (речевое высказывание). Речь - ...
Муниципальная система образования города Нижнего Новгорода
На сегодняшний день в г.Н.Новгород работает 360 муниципальных детских садов. По состоянию на 1 октября 2010 года количество детей в муниципальных дошкольных учреждениях составляло 4,9 тыс. детей, что на 1 тыс. 826 детей больше, чем в 2008 году. Разработана программа "Развитие сети муниципальны ...