Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 15

Вот еще факты. Получены они с помощью сочинений, написанных старшеклассниками школ Костромской области в лагере “Костёр”. В сочинениях юношам и девушкам предлагалось рассказать о своем классе так, как будто бы они рассказывают о человеке с его сильными и слабыми сторонами, его индивидуальными особенностями. Предварительно ребят специально научили описывать свой класс как коллектив. Были отобраны сочинения, в которых содержались развернутые характеристик 635 старших классов. Анализ показал, что, в соответствии с описанной выше схемой, 18% классов находятся на начальной стадии образования коллектива, около 57% - на середине пути к нему, 21% приближаются к коллективу и лишь 4% классов могут быть отнесены к высокоразвитым коллективам.

Приведенные данные показывают, что за годы учебы классные объединения ребят как коллективы в большинстве своем достигают весьма невысокого уровня развития. Примерно половина классов находится на середине пути к развитому коллективу. Это соотношение сохраняется при сопоставлении данных, полученных по городским и сельским школам.

Особый интерес представляет сравнительная информация о состояний психологического развития классов как коллективов по седьмым, восьмым и девятым классам. Существенных различий в уровнях развития коллектива школьников разных возрастов не обнаружено. На первой, самой низкой ступени развития (номинальная группа) находится небольшое количество классов - до 6% по каждой параллели; на второй ступени (группа-ассоциация) - примерно до 15% по всем возрастам; на третьей ступени (группа-кооперация) находится самое большое количество классов по всем параллелям - около 38%, Дальше идет спад: на четвертой ступени (группа-автономия) - приблизительно 18% классов и совсем немного - около 5% - на самой высокой, пятой ступени (группа-коллектив), независимо от класса.

Из этого следует, что старшие классы в школе могут достигать очень разного уровня развития, причем пребывают на низших ступенях и седьмые, и восьмые, и девятые классы. Более старшие школьники не обнаружили преимуществ в развитии коллектива. Часть седьмых и восьмых классов, как выяснилось, опережали в своем развитии некоторые девятые классы.

Еще одно исследование проводилось с помощью комплекса различных методик. Изучались классы с третьего по десятый в ряде городских и сельских школ: итоги работы подтвердили описавшую тенденцию. Кроме того, исследование показало, что общая картина состояния развития средних классов - пятых, шестых и седьмых - примерно такая же, как и в старших. В каждой школе распределение классов по уровню развития коллектива имеет свои особенности. Были, например, школы, где вовсе отсутствовали классы, достигшие 4-го и 5-го уровня.

Как относиться к этим фактам и объяснять их? Не преувеличивая и не преуменьшая их значения, не делая из них далеко идущих, тем более пессимистических, выводов, нельзя, однако, не обеспокоиться состоянием воспитательной работы в школе. Мы слишком часто и не всегда обоснованно в последние годы стали употреблять понятие “коллектив”, называя этим именем без должного на то социально-психологического основания самые различные детские школьные объединения. В результате само понятие коллектива несколько утратило свой первоначальный высокий смысл. Желаемое - видеть все классы и все официально созданные объединения школьников настоящими коллективами - стали зачастую выдавать за действительное.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Новости образования:

Использование ИКТ на уроках информатики
Процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство требует совершенствование, а также серьёзную переориентацию компьютерно-информационной составляющей. Лавинообразный рост объёмов информации, принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности. Информационный ...

Программа элективного курса «Элементы наглядной топологии»
Пояснительная записка Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов математического профиля. Курс рассчитан на 16 часов, на второе полугодие. Программа элективного курса включает материал об элементах наглядной топологии, которая нашла себе ряд блестящих применений для описани ...

Описание функционала Web-сайта по проверке уровня знаний математики учениками младших классов
Разработана WEB-система тестирования учеников со следующим функционалом: создание теста создание вопроса с выбором правильного варианта ответа назначение максимального количества баллов за каждый полностью правильный ответ возможность размещения ответов в случайном порядке. Целью сайта онлайн-тести ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru