Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 16

Факты, которые мы здесь привели, соответствуют наблюдениям педагогов-практиков, мнениям многих учителей. Они говорят о том, что воспитательная работа нуждается в перестройке, что она должна затронуть не только организационные, педагогические, но и социально-психологические аспекты, формы и методы работы с ученическим коллективом. Без уверенности в том, что в школьном классе и общешкольной организации сложились подлинно коллективистские личные и деловые отношения, мы не можем объединение детей считать сформировавшимся коллективом. А ответить на вопрос о том, достигло ли оно уровня развития настоящего коллектива, без участия социальных психологов, без теории и методов изучения коллектива, которыми они располагают, сейчас уже невозможно.

Проводя воспитательную работу, педагог должен стремиться к тому, чтобы человеческие отношения в классах постоянно совершенствовались, постепенно приближались к подлинно коллективистским. Рассчитывать на то, что это произойдет само собой, что абсолютное большинство классов к окончанию школы станут идеальными коллективами, не приходится. Даже в действующих за пределами школы (и в самой школе, если иметь в виду педагогический коллектив) организациях и объединениях взрослых мы не так уж часто имеем дело с высокоразвитыми коллективами /18/.

Высший балл развития коллективистских отношений, который исследователям удалось обнаружить при исследовании около 40 различных коллективов взрослых посредством методики СПСК, не превысил 5,2, в то время как уровень развития идеального коллектива по этой же методике составляет 6,0 баллов. Большинство вполне хороших по результатам своей деятельности и удовлетворительных по психологическому климату реальных коллективов взрослых получили оценки около 4,0 баллов, т.е. по принятой в методике СПСК шкале были отнесены к высокоразвитым, но далеко не идеальным. Это связано с тем, что в человеческих взаимоотношениях всегда есть определенные, трудно преодолимые противоречия объективного и субъективного характера которые не позволяют коллективу подняться до идеального уровня. И если уж взрослым, знающим жизнь людям совсем не просто создать в коллективе психологическую атмосферу, в которой легко работается и дышится, то тем более это трудно детям.

Сегодня можно признать вполне удовлетворительным, если школьный класс как коллектив достигнет уровня социально-психологической зрелости, который получил название: “высокий уровень развития” (по методике СПСК составляющий 4,0 балла), “Алый парус" (по методике эмоционально-символической аналогии) или “группа-автономия" (по описанной в начале этой главы схеме этапов развития коллектива).

Длительное изучение процесса развития школьных классов, проводившееся Немовым Р.С. в течение пяти-шести лет, показало, что формирование каждого конкретного класса как коллектива - это динамичный и неравномерный процесс. В нем можно наблюдать периоды своеобразных подъемов, остановок и даже отступлений с завоеванных позиций.

Приведем некоторые примеры, взятые нами из истории развития 49 классов. Среди них встречались такие, которые на седьмом году обучения в школе довольно близко подошли к оптимальному уровню развития коллектива. Однако в восьмом классе многие из них вновь опустились до уровня кооперации. Несколько классов на шестом году обучения достигли уровня группы-автономии, а затем, на седьмом году, также снизили его до группы-кооперации. Один класс три года держался на самой высокой ступени, а затем, на четвертом году, снизил уровень своего развития до кооперации и только на следующий год снова поднялся на ступень выше. Другой класс уже на шестом году обучения достиг уровня коллектива, но на следующий год резко снизил его до ассоциации, еще через год фактически стал номинальной группой, а далее снова поднялся. Факт снижения уровня развития в определенные периоды процесса образования коллектива отмечен в 19 из 49 изученных нами классов.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Новости образования:

Принципы и методы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников
Моменты формирования коммуникативных навыков можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии в сфере общения со взрослым, были названы формой общения младших школьников со сверстниками. Первая форма – эмоционально – практическое общение со свер ...

Опытно-экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в 9-ом классе
Экспериментальная часть исследования была проведена в средней общеобразовательной школе № 9 города Елабуги в 9 " Б" классе с 15 сентября по 2 ноября. Класс насчитывает 30 человек ( см. приложение №1). Перед нами стояла цель: выявить, как введение элементов проблемного обучения на уроках л ...

Дополнительные формы организации педагогического процесса
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствован ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru