Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 17

В 17 других классах динамика развития косила несколько иной характер: их объединило отсутствие заметных спадов, движение в основном шло только вверх, хотя и не исключались различного рода задержки, топтание на месте. Здесь, например, мы встретились с классом, который на четвертом году обучения представлял собой ассоциацию, а к шестому-седьмому классу продвинулся до кооперации. Учащиеся одного из четвертых классов были номинальной группой, в пятом представляли собой ассоциацию, в шестом - кооперацию, в седьмом - автономию. Один из классов за девять лет сумел достичь только уровня ассоциации; другой шел более ритмично: в пятом классе - кооперация, в шестом - автономия, в седьмом - вплотную подошел к коллективу.

Для 13 классов была характерна ярко выраженная остановка в развитии. На уровне кооперации один из этих классов задержался на пятом, шестом, седьмом и восьмом годах обучения; другой - на пятом, шестом и седьмом. На уровне автономии, например, один класс был с четвертого по восьмой, другой - с пятого по седьмой; на уровне ассоциации два класса остались в течение шестого - восьмого годов обучения.

Один класс в течение четырех лет - с шестого по девятый классы - держался на самом высоком уровне - уровне коллектива; в то же время 5 классов за семь или девять лет выше номинальной группы так и не поднялись.

В течение учебного года классы, как выяснилось, тоже не стоят в своем развитии на месте. Два восьмых класса в начале учебного года представляли собой ассоциации, а к концу года - уже кооперации. Седьмой класс в начале учебного года был группой-автономией, а в четвертой четверти опустился до номинальной группы. Девятый класс на первое сентября был номинальной группой, через месяц стал кооперацией, а к концу года достиг уровня группы-автономии.

Таким образом, путь к коллективу - это далеко не прямолинейное движение от низшего уровня к высшему. Неравномерность психологического развития классов характеризуется наличием периодов быстрых спадов и подъёмов, длительных задержек. Как пойдет это движение и чем оно завершится, зависит от многих факторов.

Диалектический метод познания процесса развития направляет наше внимание на поиск его источников и механизмов в противоречиях внутри самого развивающегося объекта - коллектива.

Прежде всего, попробуем ответить на вопрос о том, что привлекает и удерживает человека в том или ином объединении, что ищет личность в коллективе. На этот вопрос можно ответить так: в коллективе человек имеет возможность удовлетворить важные социальные потребности, Прежде всего ту, что Экзюпери назвал единственной в мире роскошью, - роскошь человеческого общения. Психологи в этом случае говорят о потребностях человека в эмоционально-положительных контактах: потребности в признании, уважении, взаимопонимании, престиже и т.п.

Попадая в определенную группу людей, человек со временем принимает взгляды, нормы и ценности, обычаи и традиции группы, следует предъявляемым к нему требованиям и заданным правилам поведения. Другими словами, индивид в определенной степени отождествляет себя с теми, с кем учится или работает. Без идентификаций личностей с коллективом не может быть общности, характерной для коллектива. Это одна из важных сторон психологического включения учащихся в коллектив. Есть и другая, не менее значимая.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19

Новости образования:

Сравнительный анализ учебников под редакцией Н.Я. Виленкина и Л.Г. Петерсон
Если обратиться к содержанию программы Л.Г. Петерсон для выпускного класса начальной школы, то можно увидеть, что в ней преобладает углубленное и расширенное содержание по сравнению с базовым: базовое содержание – 44%, углубленное и расширенное – 56%. Программа предусматривает изучение таких тем, к ...

Типология диалогической речи
Диалогическую речь можно классифицировать, исходя из количества участников общения, его социально-коммуникативной характеристики, соотношения речевых мотивов собеседников, величины диалогического текста, объема и структуры единичного высказывания, и других характеристик. Исходя из количества участн ...

Анализ опыта работы учителей по использованию проблемного обучения на уроках литературы
Потребность в проблемном обучении преподаватели литературы чувствуют сейчас особенно остро. Слишком часто литературный разбор произведения в школе обречен на неудачу лишь потому, что ученики не понимают, зачем нужен анализ. Литературный анализ становится в глазах учеников самоцелью, неоправданной о ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru