Становление художественных школ в России

Страница 2

Главной задачей Рисовальной школы стала подготовка мастеров "механических искусств" (художественные ремесла и декоративно-прикладные виды творчества).

Ученики школы занимались копированием, рисованием с натуры, с гипсовых фигур. Предусматривалось обучение по трем основным дисциплинам: черчение (для применения полученных знаний на промышленных предприятиях); рисование (орнаментов, набоек для тканей, узоров для вышиваний), рисование человеческих фигур; лепка из воска, глины и гипса.

В 1840-е годы под руководством Рейссига были созданы учебные пособия - атлас архитектурных ордеров, пособие по рисованию и черчению для "ремесленных художников". Сам Рейссиг создал брошюру "Об искусстве рисования и приложении оного к ремеслам".

Учебные дисциплины отвечали требованиям времени. Например, в течении нескольких лет в Школе существовал класс гальванопластики. Большое внимание уделялось изучению архитектуры, что связано с массовым строительством в России в середине XIX века. Позднее в школе был открыт класс сочинения орнаментов и рисунков.

Рисовальная школа по заказу министерства финансов стала выпускать ежегодные сборники художественно-промышленных рисунков в качестве образцов для "изящной промышленности". В дальнейшем продолжилась традиция издания работ учащихся в сборниках.

С 1906 года в школе открылись новые мастерские: иконописная, мастерская рукоделия и ткачества, чеканки, керамики, в литографской и граверной мастерских изучались все техники тиражной графики. В это время занятия проходили в форме свободной беседы-обсуждения и представляли собой нечто среднее между лекцией по истории стилей и разбором композиций на заданную тему. Большое внимание уделялось изучению истории искусства, в особенности русского, устраивались поездки учащихся по старинным русским городам, в ходе которых проводились архитектурные обмеры, выполнялись копии фресок.

Таким образом, начиная с XVIII века, все больше внимания уделяется развитию художественного образования со стороны государства. Об этом свидетельствует возникновение таких учебных заведений как: Академия художеств, Рисовальная школа при Санкт-Петербургской типографии, "Канцелярия от строений", Санкт-Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих, множество провинциальных школ и другие художественные центры.

Во многих этих учебных заведениях даже не было специальных методик преподавания и учебных программ. Они появились, но гораздо позже. Преподаватели создавали собственные программы и пользовались ими. Форма обучения в художественных школах (или центрах) существенно отличалась от формы обучения в современной художественной школе. Начинающие художники работали рядом с профессионалами, перенимали опыт. Обучение проходило в форме бесед, общения педагога с учениками. В школах XVIII столетия большой упор делался на копирование оригиналов. Обучение имело утилитарный характер: готовили художников для осуществления выполнения определенных работ: архитектурных, живописных, иллюстративных. Часто, для рисовальных школ (в частности, провинциальных) не выделяли специально отведенных для этого мест - художники-педагоги обучали учеников в своих мастерских.

Художественная школа, как учреждение дополнительного образования возникла в начале XX века. Примером служит открытие 20 февраля 1918 года в Петрограде по инициативе Наркома просвещения А.В. Луначарского художественной школы, названной "Курсами рисования и черчения". Первыми учащимися школы были рабочие и красногвардейцы. Возраст учащихся был разный, занятия проходили в вечернее время без отрыва от работы. В декабре 1918 года курсы были преобразованы в "Художественную школу - мастерскую". Школа имела два отделения: художественное отделение и отделение технической графики. Ныне школа носит название "Санкт-Петербургская городская художественная школа".

Другим примером служит появление Ленинградской средней художественной школы в 1934 году. Поначалу она была вечерней и занятия велись только по специальным предметам. Принимались дети в возрасте от 12 до 17 лет без отрыва от учёбы в трудовой школе. Занятия проводились вечером три раза в неделю с 15 до 20-30. В Положении о Начальной школе рисования при Всероссийской Академии художеств говорилось, что школа представляет собой первую ступень начального художественного образования и имеет целью "удовлетворить существующие в детской и молодёжной среде стремления к изобразительному искусству и к художественно-творческой деятельности".

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Выбор и обоснование методик развития мнемических способностей у учащихся
В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор имеет дело с тремя основ ...

Биологические и социальные факторы развития
Еще некоторое время назад в науке разгорались споры о том, под влиянием каких факторов происходит развитие человека, превращение индивида в личность. Сегодня ученые нашли большие аргументов, объединяющих их позиции. Предметом ученых стало выяснение причин, обусловливающих становление личности. Выде ...

Содержание обучения математике
Содержание обучения математики является актуальной проблемой на протяжении всей истории преподавания математики. Достаточно сказать, что за последние десятилетия к ней обращались такие ученые и исследователи, как В.И. Арнольд, Э. Борель, Г.В. Дорофеев, А.Н. Колмогоров, В. Сервэ, В.М. Тихомиров и др ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru