Главной задачей Рисовальной школы стала подготовка мастеров "механических искусств" (художественные ремесла и декоративно-прикладные виды творчества).
Ученики школы занимались копированием, рисованием с натуры, с гипсовых фигур. Предусматривалось обучение по трем основным дисциплинам: черчение (для применения полученных знаний на промышленных предприятиях); рисование (орнаментов, набоек для тканей, узоров для вышиваний), рисование человеческих фигур; лепка из воска, глины и гипса.
В 1840-е годы под руководством Рейссига были созданы учебные пособия - атлас архитектурных ордеров, пособие по рисованию и черчению для "ремесленных художников". Сам Рейссиг создал брошюру "Об искусстве рисования и приложении оного к ремеслам".
Учебные дисциплины отвечали требованиям времени. Например, в течении нескольких лет в Школе существовал класс гальванопластики. Большое внимание уделялось изучению архитектуры, что связано с массовым строительством в России в середине XIX века. Позднее в школе был открыт класс сочинения орнаментов и рисунков.
Рисовальная школа по заказу министерства финансов стала выпускать ежегодные сборники художественно-промышленных рисунков в качестве образцов для "изящной промышленности". В дальнейшем продолжилась традиция издания работ учащихся в сборниках.
С 1906 года в школе открылись новые мастерские: иконописная, мастерская рукоделия и ткачества, чеканки, керамики, в литографской и граверной мастерских изучались все техники тиражной графики. В это время занятия проходили в форме свободной беседы-обсуждения и представляли собой нечто среднее между лекцией по истории стилей и разбором композиций на заданную тему. Большое внимание уделялось изучению истории искусства, в особенности русского, устраивались поездки учащихся по старинным русским городам, в ходе которых проводились архитектурные обмеры, выполнялись копии фресок.
Таким образом, начиная с XVIII века, все больше внимания уделяется развитию художественного образования со стороны государства. Об этом свидетельствует возникновение таких учебных заведений как: Академия художеств, Рисовальная школа при Санкт-Петербургской типографии, "Канцелярия от строений", Санкт-Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих, множество провинциальных школ и другие художественные центры.
Во многих этих учебных заведениях даже не было специальных методик преподавания и учебных программ. Они появились, но гораздо позже. Преподаватели создавали собственные программы и пользовались ими. Форма обучения в художественных школах (или центрах) существенно отличалась от формы обучения в современной художественной школе. Начинающие художники работали рядом с профессионалами, перенимали опыт. Обучение проходило в форме бесед, общения педагога с учениками. В школах XVIII столетия большой упор делался на копирование оригиналов. Обучение имело утилитарный характер: готовили художников для осуществления выполнения определенных работ: архитектурных, живописных, иллюстративных. Часто, для рисовальных школ (в частности, провинциальных) не выделяли специально отведенных для этого мест - художники-педагоги обучали учеников в своих мастерских.
Художественная школа, как учреждение дополнительного образования возникла в начале XX века. Примером служит открытие 20 февраля 1918 года в Петрограде по инициативе Наркома просвещения А.В. Луначарского художественной школы, названной "Курсами рисования и черчения". Первыми учащимися школы были рабочие и красногвардейцы. Возраст учащихся был разный, занятия проходили в вечернее время без отрыва от работы. В декабре 1918 года курсы были преобразованы в "Художественную школу - мастерскую". Школа имела два отделения: художественное отделение и отделение технической графики. Ныне школа носит название "Санкт-Петербургская городская художественная школа".
Другим примером служит появление Ленинградской средней художественной школы в 1934 году. Поначалу она была вечерней и занятия велись только по специальным предметам. Принимались дети в возрасте от 12 до 17 лет без отрыва от учёбы в трудовой школе. Занятия проводились вечером три раза в неделю с 15 до 20-30. В Положении о Начальной школе рисования при Всероссийской Академии художеств говорилось, что школа представляет собой первую ступень начального художественного образования и имеет целью "удовлетворить существующие в детской и молодёжной среде стремления к изобразительному искусству и к художественно-творческой деятельности".
Новости образования:
Процесс формирования культуры через творческую индивидуальность педагога
Откуда же появляется творческая индивидуальность? Исследования показывают, что подлинная творческая индивидуальность — результат достаточно длительного процесса культуры педагогической деятельности
, в котором можно выделить некие этапы. Первый этап связан с тем, что человек оказывается в полож ...
Классификация общего недоразвития речи
Существует не менее двух подходов к классификации общего недоразвития речи. Первый подход – психолого-педагогический, предложенный Р. Е. Левиной (1968). Р.Е. Левина[25] вместе с сотрудниками разработала периодизацию проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения ...
Сущность и характеристика диалогических умений учащихся младшего школьного
возраста на уроках английского языка
Сущность обучения диалогическим умениям на начальном этапе состоит в том, что в процессе такого обучения у учащихся развивается умение использовать диалогическую речь как средство общения. Основой и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная ...