Результаты констатирующего и формирующего экспериментов

Страница 1

Обучение письму и систематическая работа по формированию каллиграфического почерка учащихся - одна из главных задач начальной школы.

С целью выработки каллиграфического письма у учащихся начальной школы нами были разработаны методические приёмы формирования графических навыков:

1) использование для письма листочков с оригинальной разлиновкой;

2) письмо букв по алгоритму (письмо с "секретом");

3) условные обозначения элементов, которые не вошли в алгоритм;

4) использование "сказочных" названий элементов букв.

При разработке методических приёмов формирования графических навыков младших школьников мы опирались на рекомендации методистов и учителей начальных классов России: Н.А. Агарковой, В.И. Илюхиной, Р.М. Линевой, С.В. Поповой, Т.М. Хайбуллиной и др.

Так, учитель начальных классов из г. Омска Т.М. Хайбуллина в журнале "Начальная школа" рассказала о своём изобретении - тетрадях для 1 класса с оригинальной разлиновкой. Их особенности:

1. Количество и ширина строк на странице остались прежними.

2. Ширина буквы примерно равна 0,5 см. Вспомогательные линии находятся на расстоянии 0,25 см. друг от друга, что обеспечивает письмо "по клеточкам". Ребёнок может удержать нужную ширину. С первых шагов его рука "запоминает" правильное написание букв.

3. Наклон вспомогательных линий уменьшен до 77 градусов, что позволяет избежать такой неприятности, как "падающие" буквы. Ребёнку необходимы правильные ориентиры, а не замечания типа "Ставь буквы!".

Перейти на письмо в широкой строке можно ещё в 1 классе, причём без особых трудностей для ребёнка. Надо только наглядно показать соотношение широкой и узкой строк. Это сделано в данных тетрадях.

В приложении 1 помещён фрагмент тетради, который показывает, что в одной широкой строке помещаются две узкие. Следовательно, высота строчной буквы равна половине широкой строки. Попробовать свои силы в широкой строке можно прямо сейчас. Тот же фрагмент показывает, что ширина нерабочей и широкой строк неодинакова. Поэтому смело можно выходить на нерабочую строку, наклон и ширину букв вам поможет удержать тетрадь-помощница.

Оригинальная разлиновка была нами испытана и показала хорошие результаты.

Во второй главе мы подробно остановились на современных подходах к формированию графических навыков, в частности, на письме с "секретом", из которого мы взяли алгоритм письма буквы и и на его основе вырабатывали графические навыки письма других букв.

При написании букв присутствует ряд элементов, которые не вошли в алгоритм как более редко встречающиеся. Для этих элементов были определены условные обозначения. (Приложение 2)

Большой интерес у младших школьников вызвали и "сказочные" названия этих элементов букв, которые мы использовали для проведения графического диктанта. Дети не допустили ни одной ошибки, тогда как на стадии констатирующего эксперимента с этим заданием многие учащиеся не справились.

Нами также были разработаны упражнения, направленные на формирование графических навыков школьников:

1. Диктовка элементов букв и их соединений (например: два копья для Тафии, пропуск, два копья для Тафии и т.д.)

2. Упражнение по выявлению ошибок в графическом написании букв и их соединений "переполох". Заранее на доске написано слово с каллиграфическими ошибками. Прошу учащихся найти неверно написанные элементы и доказать, почему они считают это ошибкой. Непременное условие: ошибки надо искать подряд, не перескакивая с буквы на букву.

3. Угадывание буквы по элементам (например: копьё для Таффи и двойной крючок для Таффи (буква п); копьё для Таффи, соединение, ягодка для Таффи (буква ю) и др.)

4. Упражнение "Угадай букву" помогает учащимся графически более точно изобразить букву, так как определённое направление уже задано учителем. Оно предупреждает графические ошибки, учит самостоятельно анализировать буквы, будит мысль ученика, вызывает в нём интерес к данной деятельности, делает процесс более увлекательным.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Методика эксперимента и его организация
внеклассный воспитательный иностранный факультативный С целью определения эффективности форм внеклассной воспитательной работы в процессе обучения иностранному языку проведен педагогический эксперимент. При разработке эксперимента объектом исследования были формы организации внеклассной воспитатель ...

Самобытность русской национальной культуры обусловила первичную форму музыкального искусства России – пение
В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, поэтому профессиональная русская музыка вплоть до XVIII века развивалась в этом направлении. Обучение детей на Руси проводилось в церковных и монастырских школах, а также в храмовых хорах начиная с 6-7 лет. Великий князь Владимир привез и ...

Характеристика игровых технологий
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания русского языка, относятся игровые технологии. Понятие «игровые педагогические ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru