Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 1

Высшей формой внутренней организации группы является коллектив. Но не всякая внешне - и внутреннеорганизованную группу можно назвать коллективом. Это основная проблема теории коллектива не только сразу понятна, но многими не понимается правильно и поныне. Так, автор одной из первых отечественных монографий по социальной психологии, не потерявшей своей значимости и поныне, Л. Войтоловский, назвал её “Очерки коллективной психологии”, начиная её главой “Что такое толпа”. Не понимал сути коллектива и В.М. Бехтерев, говоря о “коллективной рефлексологии”, как не понимали ее и психотехники, вводя термин “коллективное исследование”, и не понимают многие психотерапевты, говоря о “коллективной психотерапии”. И что уже совсем недопустимо, в современной литературе по кибернетике начинает все чаще мелькать сочетание “коллектив роботов”. Во всех этих ли подобных случаях термин “групповой” совершенно необоснованно замене на термин “коллективный" /1/.

Это не значит, что не может быть подлинно коллективного психологического эксперимента или подлинно коллективной психотерапии. Последняя, например, отлично была обоснованна А.Л. Гройсманом, сумевшим правильно её организовать, поскольку им правильно было понята сущность коллектива /7/.

Но чаще всего не различают группу и корпорацию. Группу организованную только внутренними целями, не входящими за рамки этой группы, следует определять как корпорацию.

Ошибки в понимании коллектива определяются неправильным, некритичным, заимствованным из буржуазной социальной психологии пониманием его только через “общую цель групповой деятельности”. Вместе тем если реальная группа не обязательно характеризуется общением в деятельности, то для коллектива этой характеристики недостаточно. Кроме того, коллективу свойственны не только общие цели, но совпадающие у его членов общие мотивы их деятельности.

Проблемы в понимании сути коллектива, естественно, влекут сложности в процессе формирования коллектива, что является актуальным для образовательных учреждений. Ведь среди различных типов и видов коллективов особое место занимают учебно-воспитательных коллективы, например, коллектив школьников. Такие коллективы являются основой для формирования личности нового человека. Они служат базой для подготовки к жизни и деятельности в других типов и видов коллективов - производственных, спортивных, семейных и др.

Многие психологи и выдающиеся педагоги рассматривали стадии формирования коллектива, факторы, влияющие на его формирования, изучали коллектив как основной принцип воспитательной работы, а также изучали такую форму организации в других аспектах.

В 1918 году была опубликована “Декларация о единой трудовой школе”. Этот документ выдвинул на первое место задачи всесторонней демократизации школы, он освещал те пути, по которым должна развиваться учебно-воспитательная работы школы. Одной из идей, которую провозгласила “Декларация" была идея общественно - коллективного воспитания /8/.

За воспитание детей в духе коллективизма всегда выступала Н.К. Крупская, которая считала, что детей надо воспитывать с юных лет так, чтобы они умели сообща жить и работать. В одной из своих статей она писала: “одна из современных задач современного воспитания - это научить ребят работать и жить коллективно. В эпоху перехода от капитализма к социализму эта задача имеет совершенно исключительное значение” /9/.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru