Молодёжные полиэтнические сообщества как социально-педагогические системы развития культуры межнациональных отношений

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ » Молодёжные полиэтнические сообщества как социально-педагогические системы развития культуры межнациональных отношений

Страница 2

В масштабах всей России этносы, в полном смысле этого слова, сосредоточены в местах компактного проживания народов и народностей той или иной национальности. Скажем, адыгейцы, алтайцы, балкарцы, башкиры, буряты, русские и другие народы и народности, которые на территории России в основном сосредоточены на определённых территориях, а некоторые из них даже имеют национальную государственность.

Взаимосвязь этнической принадлежности, нации, национальности и государственности своеобразно представлена в статье Н.З. Ярощук: «Нация, если иметь в виду не политическую или гражданскую нацию, а этнонацию, то есть социально-этническую общность, высшую ступень развития этноса, то она есть исторически сложившаяся на определённой территории социальная общность, имеющая субстанционально-духовное основание, для которой характерны единый язык, особенности культуры, психологии, менталитета и образа жизни, что обеспечивает ей жизнеспособность и придаёт неповторимое своеобразие.

Связь человека с нацией обозначается через понятие «национальность». Национальность употребляется и в других значениях: как синоним нации, как этнос, этнографическая группа, как национальная самобытность (искусства, например)». Автор также определяет нацию как «национальную принадлежность индивидуальности, «которая определяется не по крови, а по культуре. …Национальность состоялась тогда, когда человек идентифицирует себя с ценностями данной национальной культуры, становится её осознанным субъектом, а, следовательно, и субъектом национального развития.

Если бы определяющим в национальности было этническое происхождение, а не национальная определённость индивидуальности, то известных творцов и выразителей русской национальной культуры следовало бы считать: А.Д. Кантемира – румыном, В.И. Даля – датчанином, М.Ю. Лермонтова шотландцем, А.С. Пушкина – эфиопом, А.А. Блока и В.К. Кюхельбекера – немцами». Хотя национальная ассимиляция, подчёркивает автор, есть «нормальное явление, но для приобретения другой национальности требуется переходный период более одного поколения».

В то же время, автор со ссылкой на американского профессора Самюэля Хантингтона подмечает, что национальная ассимиляция ни всегда гарантия окончательного перерождения национальности. Об этом свидетельствует тот факт, что в последнее время разноэтнические американцы, как будто бы необратимо ставшие по национальности американцами (знаменитый «плавильный котёл»), «всё заметнее проявляют интерес к этнической идентичности». Это даёт автору основание для следующего утверждения: «Национально-психологические черты, свойства национального менталитета сохраняют способность возрождаться даже тогда, когда они кажутся окончательно утерянными» [84]. Иначе говоря, если нация того или иного государства полиэтнична, то она внутри каждого гражданина всегда остаётся таковой, как бы не пытались переименовать их национальности – американцами, китайцами, россиянами и т.п. Стремление молодых россиян-дальневосточников к своей национальной идентификации подтверждено и результатами их опросов – только 93 человека из 1099 опрошенных не указали своей этнической принадлежности, да и то значительная часть из них это сделали по невнимательности при заполнении анкет.

На территории многонационального Дальнего Востока России государственные образования имеют коряки, чукчи, якуты. Еврейская автономная область замышлялась советским правительством как государственное образование еврейского народа, но фактически таковым оно осталось только в названии, ибо в настоящее время евреи на территории автономии составляют чуть более одного процента от всего населения области. Муниципальные образования в составе Хабаровского края имеют нанайцы, ульчи. Есть отдельные поселения с компактным проживанием эвенов и эвенков, нивхов, удэгейцев и других коренных народов Дальнего Востока.

Именно в национальных государственных образованиях и местах компактного проживания этнических групп сохраняются и наиболее интенсивно проявляются особенности этнокультуры того или иного народа. Воспитание этнокультуры в таких сообществах и является предметом рассмотрения большинства этнографов, этнопедагогов, этнопсихологов, этносоциологов: В.Ф. Афанасьева, Н.Д. Неустроева и И.М. Портнягина, В.Л. Серашевского (о воспитательных традициях народа Саха (Якутия) [7], [50], [68]; [75]; Н.Г. Баженовой (об этнопедагогических ценностях Амурского казачества на территории нынешней ЕАО) [8]; И.С. Вдовина и А.И. Крушанова (об особенностях этнокультуры коряков и чукчей) [15]; [36]; Г.Н. Волкова (о воспитательных традициях народа Чувашии) [17]; И.Б.Голубь и Т.А. Файн (о ценностных ориентирах и особенностях образования в еврейских школах и семьях) [24]. [80]; П.Я.Гонтмахера, Е.И.Деревянко (о традициях и этнических особенностях аборигенов Приамурья) и др.[25-27], [31]. О духовных ценностях и особенностях характера гольда Дерсу Узала с большой любовью написано исследователем Дальнего Востока В.К.Арсеньевым в его книге, названной по имени героя [5]. О традициях чукчей и их воспитательной силе обстоятельно описано в книгах Ю.С.Салина [74].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Система образования в разных странах
Все большая заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и морального прогресса. Когда-то великий немецкий гуманист Вильгельм фон Гумбольдт сказал: "Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к челов ...

Возрастные особенности развития воображения
Первые проявления воображения наблюдаются тогда, когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Это есть переход от того, что ребенок видит реальный предмет, действует с ним так, как этот предмет требует к тому, когда ребенок де ...

Демонстрации некоторых химических опытов в рамках школьного курса химии основного общего образования
Учитывая, что демонстрационный эксперимент по химии является эффективным средством формирования интереса к предмету у школьников, в рамках учебной дисциплины «Химия» в курсе основного общего образования (8 – 9-е классы), исследуемой группе учеников был проведён ряд химических демонстраций. Как в 8- ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru