Молодёжные полиэтнические сообщества как социально-педагогические системы развития культуры межнациональных отношений

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ » Молодёжные полиэтнические сообщества как социально-педагогические системы развития культуры межнациональных отношений

Страница 5

Названные уровни культуры межнациональных отношений представляют собой иерархию, которую можно изобразить в виде сфер, вложенных одна в другую. Базисной является культура межличностных отношений людей разных национальностей. Она входит внутрь мезосферы, представляющей собой отношения между народностями. В свою очередь последние определяют уровень культуры международных отношений на макроуровне, в глобальном масштабе (рисунок 23). Естественно, что для формирования культуры межличностных отношений на разных уровнях необходимы адекватные им социально-педагогические системы. Поскольку уровни 1 и 2 являются базовыми, сосредоточим внимание на системе развития индивидуальной и корпоративной культуры межнациональных отношений. В этой системе ведущая роль принадлежит организации межнационального общения.

Рис. 23. Уровни культуры межнациональных отношений.

1. Индивидуальный уровень культуры межнациональных отношений (микроуровень).

2. Мезоуровень культуры межнациональных отношений (между народностями одной нации).

3. Макроуровень культуры межнациональных отношений (между нациями).

Один из авторов, разместивших свой сайт в Internet на тему о культуре межнационального общения, отождествляет понятия культуры и этики, даёт следующее определение этому понятию: «Этика межнационального общения есть стиль или способ общения между людьми различной национальной самоотнесенности, при котором в приоритетное положение при всех обстоятельствах ставятся общечеловеческие достоинство и честь» [87]. Этим определением автор подчёркивает, что в культуре всех народов и наций имеется много общего, того, что и называется «общечеловеческими ценностями». И если этим ценностям отдаётся приоритет, тогда и развиваются подлинно культурные межнациональные отношения.

Социально-педагогическая система развития индивидуальной и корпоративной культуры межнациональных отношений (КМНО) представлена ниже в виде блок-схемы (рисунок 24).

Системообразующим фактором системы является её цель – развитие КМНО. В соответствии с целью определяется содержание КМНО, включающее в себя ценностный, чувственный, знаниевый, мотивационный и деятельностный аспекты. В свою очередь, духовные ценности и ценностные ориентиры каждого субъекта полиэтнического сообщества определяют его чувственный, знаниевый, мотивационный и деятельностный (поведенческий) компоненты. Если для человека духовные ценности и культура других народов имеет личную значимость, то и его эмоциональные проявления, знания, мотивы поведения и действия будут стремиться соответствовать этим ценностям.

Рис. 24. Блок-схема социально-педагогической системы равития КМО

Чувственный компонент содержания КМНО выражается в эмоциональных переживаниях каждого члена полиэтнического сообщества, сопровождающих межнациональное общение и восприятие культуры другого народа.

Знаниевый компонент включает в себя совокупность уже имеющихся знаний о культуре этносов, представители которых входят в полиэтническое сообщество, и процесс познания этих культур через непосредственное общение с членами сообщества, изучение соответствующих источников информации.

Мотивационный компонент – желание индивида приобщаться не только к культуре своего этноса, до и других народов, с представителями которых выдалось общаться.

Деятельностный (поведенческий) компонент усваивается в совместной деятельности в интересах всего полиэтнического сообщества и отдельных его этнических представителей, выражается в конкретных поступках членов сообществ.

Модельная схема организации воспитания культуры межэтнических отношений (этнокультурной компетентности) в процессе реализации национально-регионального компонента образования предложена Т.В. Поштаревой. Автор исходит из определения этнокультурной компетентности как «свойства личности, выражающегося в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию». Данное определение отражает сущность феномена КМЭО. Предложенные автором модели вполне могут быть экстраполированы на процесс и содержание воспитания КМЭО. Таких взаимосвязанных моделей пять: межпредметная, модульная, монопредметная, комплексная и дополняющая[70].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Развитие понятия: «Школьный музей в 20 веке»
В 1919 г. на Первой всероссийской конференции по делам музеев народный комиссар просвещения А. В Луначарский подчеркнул, что музеи «должны быть опорой науки» и вместе с тем — «опорными пунктами в великом деле народного образования». С этого времени осуществление образовательно-воспитательных задач ...

Формы организации учебной работы в начальных классах
Форма — это внутренняя структура, строение, связь. Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду то или иное строение учебных занятии, организацию учебной деятельности учители и учащихся. Развитие общества требовало все большего числа грамотных людей. Как выражение этой потребности и возникае ...

Потребность в общении
Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию. "Первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка - это потребно ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru