Молодёжные полиэтнические сообщества как социально-педагогические системы развития культуры межнациональных отношений

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ » Молодёжные полиэтнические сообщества как социально-педагогические системы развития культуры межнациональных отношений

Страница 5

Названные уровни культуры межнациональных отношений представляют собой иерархию, которую можно изобразить в виде сфер, вложенных одна в другую. Базисной является культура межличностных отношений людей разных национальностей. Она входит внутрь мезосферы, представляющей собой отношения между народностями. В свою очередь последние определяют уровень культуры международных отношений на макроуровне, в глобальном масштабе (рисунок 23). Естественно, что для формирования культуры межличностных отношений на разных уровнях необходимы адекватные им социально-педагогические системы. Поскольку уровни 1 и 2 являются базовыми, сосредоточим внимание на системе развития индивидуальной и корпоративной культуры межнациональных отношений. В этой системе ведущая роль принадлежит организации межнационального общения.

Рис. 23. Уровни культуры межнациональных отношений.

1. Индивидуальный уровень культуры межнациональных отношений (микроуровень).

2. Мезоуровень культуры межнациональных отношений (между народностями одной нации).

3. Макроуровень культуры межнациональных отношений (между нациями).

Один из авторов, разместивших свой сайт в Internet на тему о культуре межнационального общения, отождествляет понятия культуры и этики, даёт следующее определение этому понятию: «Этика межнационального общения есть стиль или способ общения между людьми различной национальной самоотнесенности, при котором в приоритетное положение при всех обстоятельствах ставятся общечеловеческие достоинство и честь» [87]. Этим определением автор подчёркивает, что в культуре всех народов и наций имеется много общего, того, что и называется «общечеловеческими ценностями». И если этим ценностям отдаётся приоритет, тогда и развиваются подлинно культурные межнациональные отношения.

Социально-педагогическая система развития индивидуальной и корпоративной культуры межнациональных отношений (КМНО) представлена ниже в виде блок-схемы (рисунок 24).

Системообразующим фактором системы является её цель – развитие КМНО. В соответствии с целью определяется содержание КМНО, включающее в себя ценностный, чувственный, знаниевый, мотивационный и деятельностный аспекты. В свою очередь, духовные ценности и ценностные ориентиры каждого субъекта полиэтнического сообщества определяют его чувственный, знаниевый, мотивационный и деятельностный (поведенческий) компоненты. Если для человека духовные ценности и культура других народов имеет личную значимость, то и его эмоциональные проявления, знания, мотивы поведения и действия будут стремиться соответствовать этим ценностям.

Рис. 24. Блок-схема социально-педагогической системы равития КМО

Чувственный компонент содержания КМНО выражается в эмоциональных переживаниях каждого члена полиэтнического сообщества, сопровождающих межнациональное общение и восприятие культуры другого народа.

Знаниевый компонент включает в себя совокупность уже имеющихся знаний о культуре этносов, представители которых входят в полиэтническое сообщество, и процесс познания этих культур через непосредственное общение с членами сообщества, изучение соответствующих источников информации.

Мотивационный компонент – желание индивида приобщаться не только к культуре своего этноса, до и других народов, с представителями которых выдалось общаться.

Деятельностный (поведенческий) компонент усваивается в совместной деятельности в интересах всего полиэтнического сообщества и отдельных его этнических представителей, выражается в конкретных поступках членов сообществ.

Модельная схема организации воспитания культуры межэтнических отношений (этнокультурной компетентности) в процессе реализации национально-регионального компонента образования предложена Т.В. Поштаревой. Автор исходит из определения этнокультурной компетентности как «свойства личности, выражающегося в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию». Данное определение отражает сущность феномена КМЭО. Предложенные автором модели вполне могут быть экстраполированы на процесс и содержание воспитания КМЭО. Таких взаимосвязанных моделей пять: межпредметная, модульная, монопредметная, комплексная и дополняющая[70].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Обучение одаренных детей
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные ...

Математическое мышление
Эффективность и качество обучения математике определяются не только глубиной и прочностью овладения школьниками системой математических знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и уровнем их математического развития, степенью подготовки к самостоятельному овладению знаниями, сформиро ...

Принципы профессионального обучения и особенности их реализации при подготовке квалифицированных рабочих в Болгарии
Проанализировав содержание, функции, особенности развития профессиональной подготовки в Болгарии, можно выделить следующие принципы: гуманистической направленности, интегративности, дополнительности, рефлексивной активности, индивидуально-личностной ориентации, осознанной перспективы, конструктивно ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru