Молодёжные полиэтнические сообщества как социально-педагогические системы развития культуры межнациональных отношений

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ » Молодёжные полиэтнические сообщества как социально-педагогические системы развития культуры межнациональных отношений

Страница 3

Когда представители различных этносов образуют полиэтнические сообщества, то часто происходят процессы маргинализации, отхода отдельных людей от корней своего этноса. В то же время, внутренне у каждого представителя того или иного этноса в сознании и подсознании остаётся след своей изначальной этнической принадлежности. И этот след проявляется в чувстве гордости за свою национальную принадлежность и желании в национальном самовыражении.

В зависимости от степени локализации этнических сообществ или взаимной диффузии представителей разных этносов в полиэтнические сообщества возможны разные социально-педагогические системы развития культуры межнациональных отношений. О таких системах пишут специалисты ветви этнопедагогики, рассматривающей воспитание в условиях моноэтноса, – педагогики межнационального общения и межэтнического взаимодействия. Среди них учебное пособие по этносоциологии Н.Г.Айдемирова, Ю.В.Арутюнян и Л.М.Сусоколова [6]; по этнопедагогике ‑ Л.И Бережновой, И.Л.Набока и В.И.Щеглова [10], В.С.Кукушина [39], под редакцией Д.И.Латышиной [64], В.И.Матиса [46]; статьи М.А.Ворониной и С.В.Кутовой [18-19], Н.Н.Вуколова [20], З.Г.Гасанова [21-23] и др О значении межнациональной интеграции для обустройства русских переселенцев в Уссурийском крае пишет в книге об истории села Казакевичево Хабаровского района работница библиотеки этого села Н.Ф.Милушова [47].

Исходя из педагогического принципа опоры на положительное, сложившиеся межэтнические отношения в дальневосточных полиэтнических сообществах необходимо использовать в качестве базиса для поддержания этих отношений и воспитания молодёжи на лучших традициях каждого народа путём организации взаимообмена их духовными ценностями.

Из анализа представлений различных этнографов и этнопедагогов о духовных ценностях и принципах воспитания в той или иной национальной среде вытекает вывод о том, что в складывающихся веками и тысячелетиями народных традициях есть различия в формах их проявления, но, в сущности, у любого народа воспитание детей считалось приоритетным делом. Основным средством воспитания считается пример старших, всегда ценились семья, трудолюбие, уважительное отношение к старикам, гостеприимство, взаимная забота, отвага и доблесть, честность, бережное отношение к окружающей природе. Дети воспитывались всем миром, в совместном труде и общении со старшими, участвовали в национальных праздниках, обрядах и ритуалах. Аристократы у некоторых народов, дабы их дети не росли белоручками и лентяями, специально отдавали их на воспитания дядькам и в другие семьи, где они не могли быть избалованными (аталычество у горских племён и т.п.).

Желание многих молодых людей больше знать о культуре и обычаях своего и других народов необходимо рассматривать как мотив для их активной деятельности в этом направлении и призыв к тому, что в воспитательной системе это желание должно быть наиболее полно удовлетворено.

Наряду с положительными, в этнокультуре и воспитании молодёжи на Дальнем Востоке выявлены факторы, которые нельзя отнести к позитивным, но которые также требуется учитывать в конструировании и реализации социально-педагогических систем по воспитанию КМО.

Так, более половины опрошенных отметили, что в учреждениях образования за время их учёбы не было никаких специально организованных мероприятий, в которых они бы могли проявить себя с национальной стороны или больше узнать о культуре своего и других народов, что им известны случаи межэтнических конфликтов на Дальнем Востоке. Более чем для 60 % не имеет никакого значения повседневное общение с людьми других национальностей; только иногда задумываются наедине с собой и разговаривают в кругу друзей о своей национальной принадлежности немногим более 30% респондентов. Очевидно, что это издержки сложившейся системы воспитания, в которой о национальном факторе зачастую умалчивают или просто его игнорируют. Не случайно по этому поводу авторы одного из учебных пособий по этносоциологии критически замечают: «Некоторые политики и обществоведы полагают, что чем реже учёные и практические работники будут ставить этносоциальные, этнические вопросы, тем благополучнее станет общественная атмосфера. Но политика умолчания и недоговорок, как показывает история, в том числе и совсем недавняя, ни к чему хорошему привести не может » [6; 6].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Анализ результатов формирования экологического сознания детей на трех этапах
Как уже было сказано ранее, наша работа заключается в формировании экологического сознания, через восприятие дошкольниками музыки, музыкальных образов. Был проведен эксперимент в старшей группе детского сада «Золотой ключик» города Духовщина, количество детей – 20 человек. Воспитатели: Михалькова Н ...

Сравнительный анализ учебников под редакцией Н.Я. Виленкина и Л.Г. Петерсон
Если обратиться к содержанию программы Л.Г. Петерсон для выпускного класса начальной школы, то можно увидеть, что в ней преобладает углубленное и расширенное содержание по сравнению с базовым: базовое содержание – 44%, углубленное и расширенное – 56%. Программа предусматривает изучение таких тем, к ...

Информационные технологии в формировании познавательной активности ученика
Деятельность, связанная с изучением программирования, информационных технологий, и в целом информатики, оказывает существенное влияние на развитие интеллекта школьника, особенно на его познавательные способности. Естественно, что при любом обучении, любому предмету, так или иначе, интеллект развива ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru