Нетрадиционные методы развития и коррекции речи детей 5 - 6 лет

Педагогические практики » Нетрадиционные методы развития и коррекции речи детей 5–6 лет » Нетрадиционные методы развития и коррекции речи детей 5 - 6 лет

Страница 2

5. Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.

6. Развитие черт гармоничной и не закомплексованной личности.

Система сюжетных фронтальных занятий по коррекции произношения у дошкольников отличается от учебно-дисциплинарной модели.

В основу этого метода положены комплексность и игровые приемы, а так же нетрадиционные методы.

В предлагаемой системе занятий реализуется основной принцип специального образования - принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи:

коррекционное воспитание,

коррекционное развитие,

коррекционное обучение.

Ознакомление со звуками я осуществляла в последовательности предлагаемой рекомендациями Г.А. Каше.

Схема построения занятий отличалась от общепринятой следующими моментами:

в организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика.

в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;

в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;

физпаузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей,

предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать "что такое хорошо и что такое плохо", вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.

Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные моменты:

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы занятия.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

5. Произношение звуков в словах.

6. Физминутка.

7. Работа над произношением.

8. Произношение звуков в связной речи.

9. Обучение элементам грамоты.

10. Итог занятия.

Кроме обязательных элементов я вводила дополнительные: имитация движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие познавательных процессов. Количество и тип, и характер дополнительных элементов определялся задачами каждого конкретного занятия. Их введение, обусловливала не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых мной на занятии. Они дополняли содержание занятий и были направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Например, физкультурные паузы, в которых происходили взаимодействия речи и движений, помогали снять напряжение и переключаться при необходимости на следующее задание:

Первый этап занятия - организационный.

Его цель - введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к произношению новых звуков, а так же коррекция психофизических функций. Основная же задача логопеда - включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводились мною в разных вариантах, но в любом случае я включала релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на основе сюжета "Прогулка в лес" (звук л) начинается с загадки: "Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?" (Летом). Затем следуют релаксационные упражнения: "Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление). Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.

В другом варианте я использовала психогимнастику.

Это можно рассмотреть на примере занятия "У нас в гостях гномы Гена и Гога (звуки г, г.)"

"Дети вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? (с гномами). Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?" (Дети изображают ворчливого, веселого, грустного, доброго и злого гномов.) Я заметила, что мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Элементы психофизической гимнастики использую в оргмоменте - дети изображают хитрых, голодных и жадных мышат, показывают как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло берут после своих неудавшихся проделок.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Организация и структура экспериментального изучения произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
Для подтверждения теоретических выводов нами организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями непосредственно на уроках в СКОУ VIII вида. Цели данного исследования: выявл ...

Анализ опыта работы учителей по использованию проблемного обучения на уроках литературы
Потребность в проблемном обучении преподаватели литературы чувствуют сейчас особенно остро. Слишком часто литературный разбор произведения в школе обречен на неудачу лишь потому, что ученики не понимают, зачем нужен анализ. Литературный анализ становится в глазах учеников самоцелью, неоправданной о ...

Анализ методик коррекции активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных знач ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru