Нетрадиционные методы развития и коррекции речи детей 5 - 6 лет

Педагогические практики » Нетрадиционные методы развития и коррекции речи детей 5–6 лет » Нетрадиционные методы развития и коррекции речи детей 5 - 6 лет

Страница 5

анализ и синтез словесного состава предложения.

Приемы работы над предложением я применяю разнообразные, но в любом случае учитываю, что задания должны соответствовать основному правилу - от простого к сложному.

На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагается составлять предложения по набору слов или опорным словам. На более высоком уровне развития речи предлагаю задания на восстановление деформированного текста предложения.

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых детей прошу составить предложения из набора слов, а так же задания, в которых "в нескладушки-неладушки" и "небывальщины". Дети исправляют смысловые ошибки, намеренно допущенные мною.

Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложений веду работу по анализу и синтезу словесного состава предложения.

8. Произношение звука в связной речи.

В основной части этапа веду работу по совершенствованию навыков правильного произношения звуков в связных текстах.

Попутно решаю следующие задачи:

1. Развитие воображения и творческой фантазии;

2. Развитие словотворчества;

3. Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.

В одних случаях использую задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями - диалогами и стихами. Причем слежу, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны и доступны и, кроме того, многообразны по интонационным характеристикам (вопросительным и восклицательным).

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувства созвучия. Дети обычно с увлечением воспринимают мою просьбу сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем целые фразы. Вот фрагмент совместного творчества:

"Наши гости игрушки":

Обезьяна… (Чи, чи, чи)

Продавала… (кирпичи)

Побежал тут к ней… (зайчонок):

Не продашь ли "кирпичонок"?

Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.

Если позволяет время, то можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий, развивающихся по ходу сюжета.

Итог занятия.

На заключительной стадии занятия подводятся итоги, то есть определяется его результативность. Естественно, она не проводится в форме "Это хорошо, а это плохо". Скорее, здесь должна присутствовать положительная эмоциональная оценка типа: "Спасибо дети вы меня порадовали своими ответами! Мне было приятно работать с вами. Жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться". Обязательное условие - передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получится.

Стараюсь узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: "Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в следующий раз?" и т.д. Ответы помогут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.

Итог занятия может быть предложен в игровой форме. Например, в занятии "Клад кота Леопольда" (звуки л, л) предусмотрен сюрприз - дети находят шоколад, угощаются сами и угощают меня.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Виды обучения
В современной школе используется три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения: объяснительно-иллюстративное (ОИ), называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным); проблемное ; программированное и развившееся на его основе компьютерное или компь ...

Взгляды выдающихся педагогов на роль эстетического воспитания школьников
Во все времена как отечественные, так и зарубежные педагоги уделяли эстетическому воспитанию школьников значительное внимание. Выдающийся русский педагог, основоположник научной педагогики в России, Константин Дмитриевич Ушинский, сформулировал роль этического, эстетического и эмоционального воспит ...

Оценка уровня знаний по информатике и ИКТ у детей, посещающих и не посещающих факультативные занятия
Анкетирование проводилось в классах в каждой группе отдельно. Результаты были посчитаны и переведены в электронные таблицы. По каждой методике использовался свой способ обработки данных, однако все они были представлены в табличной форме и в виде диаграмм. 1. Определения уровня познаний в информати ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru