Анализ эффективности предложенной системы занятий по развитию произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Педагогические практики » Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности » Анализ эффективности предложенной системы занятий по развитию произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Страница 3

Известно, что в учебном процессе ведущая роль принадлежит произвольному запоминанию, так как на нем базируется усвоение учащимися знаний, умений и навыков.

Поэтому мы разработали систему дидактических игр для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Она направлена на развитие произвольной памяти; на развитие произвольного запоминания, а так же на развитие умения пользоваться рациональными мнемическими приемами.

Наиболее неразвитым оказывается произвольное запоминание. Непроизвольная пассивная память у большинства учащихся оказаться сохранной или даже хорошо сформированной (7 из 9 в экспериментальной группе и 9 из 9 в контрольной группе). При предъявлении картинок, учащиеся, запоминали лишь внешние признаки предметов и явлений.

Большие трудности у исследуемой категории детей вызывала необходимость припоминания воспринятого материала. Не владея преднамеренными процессами, они вспоминают лишь то, что произвело на них большое впечатление - очень понравилось, привлекло, испугало и т. п. Нередко припоминание подменяется разговором на другую, далекую от предложенной тему.

Произвольное запоминание оказалось наименее развитой формой памяти. Как указывают Т. А. Власова [12], М. С. Певзнер [12] снижение произвольной памяти у детей с интеллектуальными нарушениями есть одна из главных причин их трудностей в школьном обучении. Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти невозможно полноценное обучение в школе, так как учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти.

Для успешного произвольного запоминания необходимо сформировать значимые мотивы у детей. Чтобы лучше проходило запоминание предъявляемого материала у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы необходимо разыграть его содержание с помощью игрушек.

Таким образом, для решения поставленных в исследовании задач мы выбрали дидактическую игру, как оптимальный инструмент развития произвольной памяти данной категории учащихся. Дидактическую игру, как одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами отмечал К.Д. Ушинский [89]. Он советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Причем игровой прием может быть включен в середине урока, в конце или даже в начале, в зависимости от темы, цели и характера игры.

Ценности дидактических игр в процессе обучения заключаются в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактического материала на уроках математики, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

Нами была разработана и система дидактических игр, апробация данной системы успешно прошла на уроках математики в младших классах «Школы – центра дистанционного и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»» г. Курска .

Полученные нами результаты показали, что за время экспериментальной работы показатели двух контрольных групп не изменились, а в экспериментальной группе был выявлен рост показателей. Полученные нами данне показали, что в процессе экспериментальной работы активнее всего у испытуемых развилась произвольная форма памяти - показатели в этой категории выросли на 1,9 балла. Непроизвольное активное запоминание – увеличилось на 1,7 балла, а непроизвольное пассивное запоминание – 0,5.

Полученные результаты, на наш взгляд говорят о том, что нам удалось правильно подобрать систему дидактических игр, сфокусировав коррекционные возможности игры именно на развитие произвольной памяти.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Сущность профессионального самоопределения
До 90-х гг. в отечественной педагогической теории профессиональное самоопределение рассматривалось в основном как идея профессиональной ориентации. Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопредел ...

Роль самовоспитания и самообразования в развитии личности
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сох ...

Условия формирования духовно-творческого потенциала личности в процессе нравственного воспитания
Духовно-творческое воспитание не всегда протекает по определенным этапам: разъяснение и осознание правила, его закрепление и применение в жизни, в поведении. Простое усвоение правил не обязательно приводит к нравственному развитию и формированию духовно-творческого потенциала личности. Детский сад ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru