Общие понятия о процессе обучения истории и его компоненты

Педагогические практики » Методика повышения эффективности обучения истории » Общие понятия о процессе обучения истории и его компоненты

Страница 3

Разные приемы раскрытия одного и того же исторического материала, например рассказ, беседа, чтение документа, демонстрация картины, пробуждают у учащихся различную учебную деятельность и соответственно приводят к разным педагогическим результатам.

Особенно важно то, как приемы обучения стимулируют мышление и самостоятельность учеников. Например, в зависимости от приемов ознакомления учащихся с греческими мифами оно может свестись к чтению занимательных сказок, или быть использовано для познания истории Греции. Доступность материала во многом зависит от приемов его раскрытия; материал, малодоступный школьникам при устном его объяснении учителем, усваивается лучше при использовании наглядности. Эффективность того или иного приема обучения зависит от изучаемого материала (образы, факты, обобщающие выводы и пр.), от целей обучения, от подготовленности учащихся (развития, интересов, умений и т. д.).

Задачи методики, таким образом, исследуют обучение истории. А также многосторонние связи между компонентами процесса обучения истории: целями обучения (намечаемые результаты) - содержанием обучения (отбор материала) - преподаванием (деятельность учителя и методическое построение учебных пособий) - учебной деятельностью школьников (восприятие, мышление, запоминание и т. д.) - действительными результатами обучения (образование, воспитание и развитие школьников). Исследование в методике предполагает выявление объективно существующих связей, теоретическое объяснение и определение их практического применения для усовершенствования процесса обучения истории. Методика призвана дать научно-обоснованные ответы на основные практические вопросы: зачем учить (цели обучения), чему учить (содержание обучения), как учить, т. е. как организовать учебную деятельность школьников и руководить ею (методы и приемы преподавания и учебные пособия), как готовить учителей истории (содержание образования и методика обучения). Последний вопрос частично выходит за пределы изучения школьного процесса обучения истории. Научно обоснованный ответ на него может быть дан на основе комбинированного исследования обучения истории в школе и подготовки учителей в вузе; в настоящей книге мы этот вопрос не рассматриваем.

Кроме того, методика должна ответить и на вопрос, также имеющий существенное значение для усовершенствования обучения истории: как изучать процесс обучения этому предмету в школе.

Обучение возникло с появлением человеческого общества и закономерно развивается вместе с ним, содействует общественному прогрессу. Соединяя воедино знания конкретной науки психологии развивающегося человека, со своими специфическими законами, оно вырабатывает методы и приемы наиболее экономного обучения школьников. Методика исследует закономерности процесса обучения истории. Это значит, что практика может обеспечить высокие результаты обучения истории лишь при условии, если учитель не только хорошо знает указанные закономерности, но и умеет руководствоваться на уроках, в своей повседневной учебно-воспитательной работе с учениками. Незнание этих закономерностей, неумение, либо не желание учитывать их ставят учителя перед необходимостью решать сложные задачи обучения волевым путем.

В сложном и противоречивом процессе обучения участвует очень большое количество разнообразных факторов. Все они взаимодействуют между собой, хотя и по-разному, повышая или понижая качество обучения учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, кото ...

Урочные и внеурочные занятия
Процесс обучения, воспитания и развития детей и молодежи осуществляется не только в школе, но и в системе дополнительного образования. Участниками данного процесса можно считать школьных учителей, учащихся, их родителей, работников внешкольных учреждений и организаций. Педагогический (учебно-воспит ...

Общепедагогические принципы экологического образования дошкольников
Исходя из выше сказанного, можно выделить ряд общепедагогических принципов отбора экологического образования дошкольников. Они включают: общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, де ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru