Общие понятия о процессе обучения истории и его компоненты

Педагогические практики » Методика повышения эффективности обучения истории » Общие понятия о процессе обучения истории и его компоненты

Страница 3

Разные приемы раскрытия одного и того же исторического материала, например рассказ, беседа, чтение документа, демонстрация картины, пробуждают у учащихся различную учебную деятельность и соответственно приводят к разным педагогическим результатам.

Особенно важно то, как приемы обучения стимулируют мышление и самостоятельность учеников. Например, в зависимости от приемов ознакомления учащихся с греческими мифами оно может свестись к чтению занимательных сказок, или быть использовано для познания истории Греции. Доступность материала во многом зависит от приемов его раскрытия; материал, малодоступный школьникам при устном его объяснении учителем, усваивается лучше при использовании наглядности. Эффективность того или иного приема обучения зависит от изучаемого материала (образы, факты, обобщающие выводы и пр.), от целей обучения, от подготовленности учащихся (развития, интересов, умений и т. д.).

Задачи методики, таким образом, исследуют обучение истории. А также многосторонние связи между компонентами процесса обучения истории: целями обучения (намечаемые результаты) - содержанием обучения (отбор материала) - преподаванием (деятельность учителя и методическое построение учебных пособий) - учебной деятельностью школьников (восприятие, мышление, запоминание и т. д.) - действительными результатами обучения (образование, воспитание и развитие школьников). Исследование в методике предполагает выявление объективно существующих связей, теоретическое объяснение и определение их практического применения для усовершенствования процесса обучения истории. Методика призвана дать научно-обоснованные ответы на основные практические вопросы: зачем учить (цели обучения), чему учить (содержание обучения), как учить, т. е. как организовать учебную деятельность школьников и руководить ею (методы и приемы преподавания и учебные пособия), как готовить учителей истории (содержание образования и методика обучения). Последний вопрос частично выходит за пределы изучения школьного процесса обучения истории. Научно обоснованный ответ на него может быть дан на основе комбинированного исследования обучения истории в школе и подготовки учителей в вузе; в настоящей книге мы этот вопрос не рассматриваем.

Кроме того, методика должна ответить и на вопрос, также имеющий существенное значение для усовершенствования обучения истории: как изучать процесс обучения этому предмету в школе.

Обучение возникло с появлением человеческого общества и закономерно развивается вместе с ним, содействует общественному прогрессу. Соединяя воедино знания конкретной науки психологии развивающегося человека, со своими специфическими законами, оно вырабатывает методы и приемы наиболее экономного обучения школьников. Методика исследует закономерности процесса обучения истории. Это значит, что практика может обеспечить высокие результаты обучения истории лишь при условии, если учитель не только хорошо знает указанные закономерности, но и умеет руководствоваться на уроках, в своей повседневной учебно-воспитательной работе с учениками. Незнание этих закономерностей, неумение, либо не желание учитывать их ставят учителя перед необходимостью решать сложные задачи обучения волевым путем.

В сложном и противоречивом процессе обучения участвует очень большое количество разнообразных факторов. Все они взаимодействуют между собой, хотя и по-разному, повышая или понижая качество обучения учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Этапы информатизации российского образования
Первый этап - 2001 год. Инициирующая поставка программно-аппаратного обеспечения в сельские школы. Подготовка учителей сельских школ к работе с информационными технологиями в образовании. Отбор прикладного программного обеспечения для использования в сельских школах в переходный период. Второй этап ...

Сущность метода воспитывающих ситуаций
Одним из методов воспитания, согласно классификации Г.И. Щукиной и Ю.К. Бабанского, является воспитывающая ситуация, которая создается с целью формирования у воспитанников определенных навыков, опыта правильного поведения. В чем заключается суть данного метода? Воспитывающая ситуация – это такая пр ...

Характеристика игровых технологий
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания русского языка, относятся игровые технологии. Понятие «игровые педагогические ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru