Педагогическое обеспечение духовно-творческого становления личности дошкольников

Педагогические практики » Моделирование среды воспитания духовно-творческой личности дошкольника » Педагогическое обеспечение духовно-творческого становления личности дошкольников

Страница 2

Обобщенный анализ исследований в этом направлении указывает, что многие исследователи связывают развитие творческого потенциала личности с развитием творческого мышления. Нами поддерживается точка зрения, что этот процесс влечет за собой появления нового активного внутреннего содержания, ибо творчество - это "космологический процесс, духовный, центрирующий и насыщающий. В нем радость и наслаждение рождения нового". Это большая духовная работа. Любая духовная работа спряжена с общением, в ней используются воздействия, полученные от одних людей, а ее результаты воздействуют на других, а иногда на самих себя.

Изучение творческого мышления и его роли в становлении личности имеет давние традиции: от категорий, форм творческого мышления Аристотеля к логике открытий Ф. Бэкона, идеи трансцендентального синтеза И. Канта до современных исследований отечественных и зарубежных ученых разных школ и направлений.

Процесс формирования творческого мышления проходит в три этапа: на первом - складывается представление о творчестве и творческом мышлении; на втором - происходит освобождение мышления от внешне навязываемых ограничений, рамок, стандартов и приобретение опыта решения творческих заданий и ситуаций; третий - характеризуется усложнением заданий, дальнейшем развитием способности находить новые, нешаблонные способы мышления.

К группе внешних условий, способствующих формированию творческого мышления, отнесены: творческий стиль общения педагога с ребенком, творческая активность педагога, положительное эмоциональное отношение к детям, учет уровня проявления творческого мышления каждого ученика, отбор особого содержания материала и формирование эвристических приемов умственной деятельности, работа с задачами "открытого" типа, поощрение различных форм творческого продукта в семье и школе, отсутствие преград в отношении спонтанности и инициативы ребенка, предоставление ему возможности манипуляции с предметами и мыслями, стимулирование творческого потенциала ребенка. Выявлено, что препятствуют формированию творческого мышления такие внешние условия, как ограничение инициатив и запрещение вопросов, внешняя цензура, негативная оценочная деятельность, лимит времени, посторонние раздражители, работа по необходимости.

К внутренним условиям, способствующим формированию творческого мышления младших подростков, были отнесены: осознание ценности творческих черт собственной личности ребенком, эмоциональное положительное отношение к процессу творчества, установка на творчество, спокойная концентрация сознания, личностная и когнитивная рефлексия. Препятствуют формированию творческого мышления такие внутренние условия, как конформизм, внутренняя цензура, чрезмерно высокая мотивация, боязнь неудачи, умственное и физическое истощение, депрессия и другие. Успешность работы во многом зависит от комплексного соблюдения внешних и внутренних условий, способствующих формированию творческого мышления.

Анализ совокупности внешних и внутренних условий позволил нам выделить интегрированные условия формирования творческого мышления. К ним отнесены: конструирование содержания специальных занятий, учет личностного разнообразия детей и гуманистическое взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса. Поскольку в образовательном пространстве современной школы нет собственного места формированию творческого мышления учащихся, и этот процесс осуществляется в рамках учебной деятельности не в полной мере, то мы считаем вполне целесообразным выделить специальную область для осуществления этого процесса - специальные занятия по формированию творческого мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Возрастные особенности младшего школьного возраста
Я.А. Коменский утверждал и настаивал на том, что в учебно-воспитательной работе должен быть строгий учет возрастных особенностей детей. Он был первым, кто выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому воспитание и обучение должны соответствовать возрастным этапам развития. Он ...

Формы, методы и приемы работы по формированию «дизайнерского мышления» и изобразительных способностей
С целью коррекционной работы мы можем провести дидактические игры, которые помогают создать особую эмоциональную атмосферу, вызвать интерес детей к дизайнерской деятельности. Дидактические игры творческой направленности могут быть включены во все виды занятий, а могут проводиться и вне занятия во в ...

Описание наиболее интересных форм и методов организации учебного процесса
В процессе обучения применяются различные методы и техники обучения. В сфере основного образования применяются как традиционные методы – рассказ, объяснение, демонстрация, взаимодействие и т.д., так и современные – исследование, диалог, участие учеников в создании презентаций, докладов, сочинений. ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru