Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента

Педагогические практики » Педагогические условия уровня развития творческого воображения как компонент культуры общения » Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента

Страница 1

Воображение играет большую роль в развитии творческой личности. Необходимо как можно больше включать в практику учащихся виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Так, например, на одном из занятий было организовано издание журнала «Небылицы в лицах».

Мероприятие проводилось в виде соревнования. Класс разделился на две команды. Каждая команда – это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер.

Ведущий начинает сказку: «Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с другими винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот, наконец, настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля…».

Ведущий останавливается со словами: «Продолжение следует в журнале «…….» в номере «…….». Тот, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале «…….» в номере «…….». Завершить сказку может ведущий словами: «Окончание в журнале «…….» в номере «…….».

В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети, один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. Его придумала Аня Дилион. Она отправила главного героя Винтика обратно на Землю, где он и остался навсегда, рассказывая своим внукам о далеких планетах и звездах. Далее редакциям было предложено записать придуманные части сказки и проиллюстрировать их. В целом, данное занятие показало, что детям трудно еще подключать свободное воображение. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.

Есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Далее мы приводим несколько примеров игр, которые мы использовали и на уроках, и во внеклассной деятельности с целью развития детского воображения

Игра «Архимед».

Цель – активизировать работу фантазии, и таким образом стимулировать ребенка к учебной деятельности.

Описание: При изучении произведений детям предлагается ряд проблем. Задача ребят дать как можно больше идей для решения этих проблем. Например, на уроке чтения при изучении сказки «Лягушка-путешественница» – Как упавшей лягушке продолжить путешествие?

Ответы всех детей в целом можно охарактеризовать как полные, развернутые, содержащие в себе причинно-следственные отношения.

Однако Николай Д. и Виктор М. проявляли в игре наибольшую активность. Им свойственна оказалась способность отойти от шаблона «правильного ответа» и мыслить широко. Широта кругозора – хорошее знание окружающей среды и свойств предметов – помогала находить оригинальные «выходы» и «решения» в предложенных ситуациях.

Сложности испытывали Владислав Б., Диана Л., Виктор Т. Чтобы активизировать их деятельность в процессе игры и не выпускать из поля зрения, они были назначены со-ведущими. В их задачу входило объявлять ситуации и оценивать оригинальность ответов.

Игра «Изобретатель».

Цель – наряду с фантазией активизировать мышление.

Описание. Данная игра использовалась при знакомстве с русскими народными сказками. Детям предлагалось несколько задач, результатом которых должны явиться изобретения. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» – придумай сказочное заклинание, с помощью которого братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка «Иван Царевич и Серый волк» – представь себе, что волк заболел и не смог помочь Ивану Царевичу, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигался Иван Царевич. На уроках математики данная игра основывалась на поисках обратного решения задач с изначальным условием.

В этой игре лидировали Наталья Д. и Иван Н., проявившие навык изобретателя и умение работать с прикладным материалом.

Виктор М., среди прочих предпочитающая уроки рисования, изображал придуманные изобретения на бумаге.

Лидировавшие в первой игре Николай Д. и Виктор М., успешно продолжали выполнять задания и в этой игре, но в большей степени это касалось придумывания заклинаний, то есть работы со словесным материалом.

Со-ведущими в этой игре были Габриела У., Раду К. и Петр Д., пока еще никак себя не проявившие.

Игра «Превращения».

Цель – развивать изобретательность ребенка, то есть воображение в сочетании с творческим мышлением, расширить область представления ребенка об окружающем мире.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru