Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента

Педагогические практики » Педагогические условия уровня развития творческого воображения как компонент культуры общения » Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента

Страница 1

Воображение играет большую роль в развитии творческой личности. Необходимо как можно больше включать в практику учащихся виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Так, например, на одном из занятий было организовано издание журнала «Небылицы в лицах».

Мероприятие проводилось в виде соревнования. Класс разделился на две команды. Каждая команда – это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер.

Ведущий начинает сказку: «Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с другими винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот, наконец, настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля…».

Ведущий останавливается со словами: «Продолжение следует в журнале «…….» в номере «…….». Тот, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале «…….» в номере «…….». Завершить сказку может ведущий словами: «Окончание в журнале «…….» в номере «…….».

В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети, один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. Его придумала Аня Дилион. Она отправила главного героя Винтика обратно на Землю, где он и остался навсегда, рассказывая своим внукам о далеких планетах и звездах. Далее редакциям было предложено записать придуманные части сказки и проиллюстрировать их. В целом, данное занятие показало, что детям трудно еще подключать свободное воображение. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.

Есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Далее мы приводим несколько примеров игр, которые мы использовали и на уроках, и во внеклассной деятельности с целью развития детского воображения

Игра «Архимед».

Цель – активизировать работу фантазии, и таким образом стимулировать ребенка к учебной деятельности.

Описание: При изучении произведений детям предлагается ряд проблем. Задача ребят дать как можно больше идей для решения этих проблем. Например, на уроке чтения при изучении сказки «Лягушка-путешественница» – Как упавшей лягушке продолжить путешествие?

Ответы всех детей в целом можно охарактеризовать как полные, развернутые, содержащие в себе причинно-следственные отношения.

Однако Николай Д. и Виктор М. проявляли в игре наибольшую активность. Им свойственна оказалась способность отойти от шаблона «правильного ответа» и мыслить широко. Широта кругозора – хорошее знание окружающей среды и свойств предметов – помогала находить оригинальные «выходы» и «решения» в предложенных ситуациях.

Сложности испытывали Владислав Б., Диана Л., Виктор Т. Чтобы активизировать их деятельность в процессе игры и не выпускать из поля зрения, они были назначены со-ведущими. В их задачу входило объявлять ситуации и оценивать оригинальность ответов.

Игра «Изобретатель».

Цель – наряду с фантазией активизировать мышление.

Описание. Данная игра использовалась при знакомстве с русскими народными сказками. Детям предлагалось несколько задач, результатом которых должны явиться изобретения. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» – придумай сказочное заклинание, с помощью которого братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка «Иван Царевич и Серый волк» – представь себе, что волк заболел и не смог помочь Ивану Царевичу, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигался Иван Царевич. На уроках математики данная игра основывалась на поисках обратного решения задач с изначальным условием.

В этой игре лидировали Наталья Д. и Иван Н., проявившие навык изобретателя и умение работать с прикладным материалом.

Виктор М., среди прочих предпочитающая уроки рисования, изображал придуманные изобретения на бумаге.

Лидировавшие в первой игре Николай Д. и Виктор М., успешно продолжали выполнять задания и в этой игре, но в большей степени это касалось придумывания заклинаний, то есть работы со словесным материалом.

Со-ведущими в этой игре были Габриела У., Раду К. и Петр Д., пока еще никак себя не проявившие.

Игра «Превращения».

Цель – развивать изобретательность ребенка, то есть воображение в сочетании с творческим мышлением, расширить область представления ребенка об окружающем мире.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Педагогическое обеспечение духовно-творческого становления личности дошкольников
От природы в человеке заложены огромные потенциальные возможности. Можно предположить, что они указывают на возможность восхождения человека к духовным состояниям, которые лежат в основе творчества и духовности, ибо нельзя представить творческий продукт, который не был бы одухотворен, пропитан чело ...

Технология изготовления
Порядок выполнения работ Содержание работ Необходимое оборудование Необходимые инструменты Изготовление заготовки для ножки. Необходимо взять дубовый брус, диаметром примерно 155 мм. Далее нужно остругать брус, выдерживая необходимые размеры и углы. Электрорубанок, электрофуганок, циркулярная пила. ...

Сопоставительно-критический обзор методов обучения чтению
Каждый век придумывает свои методы обучения чтению. Затем забывает их, чтобы спустя несколько десятилетий "переоткрыть" и восхититься заново. В каждом есть своя прелесть. Однако давайте разберемся во всем этом многообразии. Существуют два основных, противоположных в своей основе метода об ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru