Способы подачи информации

Страница 2

Типы вопросов.

Репродуктивные вопросы начинаются со слов: кто? что? как? где? куда?

Продуктивные вопросы (специальные):

· можно ли считать… верным?

· какие выводы можно сделать из…?

· каковы мотивы (чего-то)…?

· вопрос начинается с формулировки тезиса.

Продуктивные вопросы (разделительные):

· если известно…, то…?

· если… то почему…?

· …или…?

*Необходимо объяснит ученикам, какие бывают вопросы и как их формулировать. И если они научаться ставить вопросы и поймет, что это умение стимулирует его мыслительный процесс, то ему легко будет самостоятельно работать над проблемными заданиями, докладами, исследованиями и участвовать в дискуссиях, дебатах и т.д.

Компетентность, по одному из определений, - надпредметная способность урочной деятельности вследствие чего существует мнение, что в урочной деятельности сложно создать ситуации, где бы ученик проявил себя компетентным. Между тем при интегративном подходе обучения (даже если интеграция не системная, а блочная или вообще представляет собой отдельные творческие проекты) возможно создание различных учебных и внеучебных ситуаций, когда ученик сможет накапливать опыт в решении проблем, тем самым приобретая необходимые компетентностные качества. Для того чтобы помочь ученику в их освоении, нужно создать механизм формирования навыков.

Принципы формирования общеучебных умений и навыков:

· принцип доступности (алгоритмы);

· принцип последовательности (связь между разными навыками в одной параллели в период знакомства и освоения);

· принцип усложнения (внутри навыка);

· принцип преемственности (связь разных навыков в период закрепления и углубления);

· принцип дополнения (внесение нового навыка).

Руководствуясь принципами формирования общеучебных навыков, мы создаем для учащихся различные памятки, рекомендации, алгоритмы, которые позволяют ученикам применять навыки не только в ситуации их коллективного освоения в классе, но и самостоятельно.

Правила работы с алгоритмом

1. Алгоритм дается ученикам в готовом виде, а осваивается в ходе работы с учителем, только затем ученики получают его как результат своей работы.

2. Алгоритм обязательно комментируем: соотносим пункты с теми примерами, с которыми только что работали, а затем даем домашнее задание на другие примеры.

3. Необходимо последовательное расширение алгоритма от класса к классу.

Примеры алгоритмов.

Алгоритм составления словесного описания.

1. Выделите (выпишите, подчеркните…) ключевые слова, относящиеся к образу (событию, явлению, месту, пейзажу…).

2. Задайте себе вопрос: какую картину я представляю, прочитав…? как я понимаю такую-то деталь (сравнение, олицетворение, эпитет, афоризм…)

3. «Раскрасьте», то есть добавьте из текста (или своего воображения) поясняющие слова (определения, глаголы). С чем можно сравнить то, что я себе представляю? Какие ассоциации у меня вызывает то, что я себе представляю?

4. Подберите слова, выражающие ваше отношение к изображаемому.

5. Создайте единый образ, то есть составьте текст (письменный или устный) на основе собранного материала.

Алгоритм сравнения.

1. Определить объекты для сравнения.

2. Определить цель сравнения:

· лучше представить себе описания, образы…;

· открыть новое, странное, необычное, интересное…;

· помочь себе оценить сравниваемое;

· понять авторскую позицию.

3. Выберите из текста примеры для цитирования согласно цели сравнения.

4. Выберите то, что вы будете сравнивать: внешние признаки, качественные характеристики…

5. Выполните сравнение, выделив сходства и различия между объектами сравнения.

6. Сделай вывод (ы) о том, что удалось узнать в результате сравнения.

Алгоритм сопоставления.

*Отличие сопоставления от сравнения:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках информатики
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине (ОБЖ, биологии, географии, иностранному языку, истории, литературе, математике, ...

Методика констатирующего эксперимента
Данная методика адаптирована к задачам исследования и включает такие разделы, как исследование объема пассивного и активного словаря, исследование словаря антонимов и синонимов и обобщений. Исследование объема и качества пассивного и активного словаря. 1. Исследование пассивного словаря. Цель: Иссл ...

Профессионально обусловленные требования к культуре педагога
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориент ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru