2. Определить тему и подтемы текста.
3. Отметить элементы текста, требующие комментария для раскрытия смысла текста.
4. Классифицировать элементы в группы согласно видам комментариев.
5. Найти в соответствующей справочной и энциклопедической литературе сведения, поясняющие смысл отмеченных в тексте элементов.
6. Собрав все сведения, выбрать способ комментирования и составить текст-комментарий:
· комментировать слово за словом и в конце сделать обобщение: о чём говорится в тексте (фрагменте, эпизоде);
· рассказывать об информации, содержащейся в тексте (фрагменте, эпизоде) и попутно комментировать необходимое.
Алгоритм составления характеристики персонажа.
1. Отметить в тексте всю информацию (детали, описания, оценки), которая относится к персонажу.
2. Выделить в этой информации важные, яркие примеры, которые можно процитировать.
3. Представить героя:
- назвать произведение и автора;
- главный или второстепенный данный персонаж;
- создать портрет персонажа, используя авторские описания или описание по воображению;
- описать поступки, действия персонажа, отражающие его характер;
- оценки героя другими персонажами и автором;
- собственная оценка
Методы запоминания текстовой информации
Притча Сократа о памяти.
“Так вот, я слышал, что близ египетского города Навкрасиса родился один из древних тамошних богов, которому посвящена птица, называемая ибисом. А самому божеству имя было Тевт. Он первый изобрел счет, геометрию, астрономию, вдобавок игру в шашки и кости, а также и письмена. Царем над всем Египтом был тогда Тамус, правивший в великом городе Верхней области, который греки называют египетскими Фивами, а его бога – Амоном. Придя к царю, Тевт показал свои искусства и сказал, что их надо передать остальным египтянам. Царь спросил, какую пользу приносит каждое из них. Тевт стал объяснять, а царь, смотря по тому, говорил ли Тевт, по его мнению, хорошо или нет, кое-что порицал, а кое-что хвалил. По поводу каждого искусства Тамус, как передают, много высказал Тевту хорошего и дурного, но это было бы слишком долго рассказывать. Когда же дошел черед до письмен, Тевт сказал: “Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости”. Царь же сказал: “Искуснейший Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой – судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться. Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним признакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться много знающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимо мудрыми вместо мудрых”.
К сожалению, слова царя сбылись, и сегодня мы слышим жалобы на “дырявую память” от многих учеников и студентов. Нагрузка на память увеличивается с каждым годом, объем учебников «растет» просто на глазах, а технологии обучения остаются старыми. Многие уже поняли, что само собой ни тексты, ни цифры, ни иностранные слова не запоминаются. Многие уже поняли, что нужны новые способы точного и надежного запоминания и «зубрежка» - пережиток прошлого никого сегодня не устраивает.
Если рассмотреть методы, применяемые для запоминания текстового материала, можно сделать вывод, что, либо эффективность их невысокая ("зубрежка", линейное конспектирование, многоразовое повторное чтение), либо мы владеем ими не достаточно хорошо (осмысление текста с составлением плана, схемы или опорного конспекта; выписки отдельных мыслей из текста; пересказ после прочтения). А если к этому еще добавить лавинообразно нарастающий поток нужной информации, от которого зависит наше финансовое благополучие или успешное обучение в школе или вузе, то складывающая ситуация выглядит просто угрожающе.
Новости образования:
Правила проблемного обучения
Правило первое. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию необходимо соб ...
Роль спортивного скалолазания в формировании ЗОЖ и укреплении
здоровья школьников
Приобщение к занятиям спортивного скалолазания начинается в основном с общеобразовательной школы. Для повышения эффективности ориентации и отбора детей и подростков в данный вид спорта существует широкая программа спортивно-массовых внутри школьных мероприятий, организуемых преподавателями физкульт ...
Выгоды России от участия в Болонском процессе
Важно отметить, что среди причин присоединения России к Болонскому процессу немаловажную роль сыграли те преимущества, которые получит российская система высшего образования. Возможные позитивные последствия от вступления России в Болонский процесс целесообразно рассматривать на нескольких уровнях: ...