Б)«Карта памяти» или Mind Map – это нелинейное изображение на листе бумаги ключевых слов и их связи между собой: это многомерное, ассоциативное и образное изображение какого-либо материала. Таким образом, карта памяти – это как бы отображение нашего мышления, нашей внутренней речи, “кирпичиками” которой являются ключевые слова. К такому выводу пришли и ученые, исследовавшие процесс мышления.
2. Образные методы: "Картинка", "Путешествие" и "Пластилин";
Метод "Картинка" - это образный метод запоминания текстовой (речевой) информации, который применим к описательным текстам разного объема, запоминаемым с целью дословного или близкого к тексту воспроизведения. Этот метод будет полезен для младших, средних и старших школьников, а так же для студентов и взрослых. Метод "Картинка" развивает воображение, ускоряет процесс запоминания, способствует точности воспроизведения и формирует уверенность в себе и своих способностях (наличие "ключа" к информации).
Последовательность этапов выполнения
1 этап - текст делится на блоки информации, объединенные одной мыслью, одним сюжетом.
Причем эти блоки могут не совпадать (что чаще всего и происходит) с делением текста на абзацы;
2 этап - каждый блок представляется в виде "сюжетной картинки" с "подключением" эмоций и различных чувств;
3 этап - выписываются опорные слова, которые могут быть либо обобщением, либо началом смыслового блока (выбор зависит от текста и ваших предпочтений);
4 этап - периодичность 1, 2 и 3 пунктов;
5 этап - формирование "ключа" к информации (тексту), т.е. составление мнемической фразы (слова) или запоминание последовательности образов любым из известных методов запоминания последовательностей (см. Запоминание точной информации).
6 этап - последовательное представление "сюжетных картинок" по "ключу" с "озвучиванием", т.е. контрольное припоминание.
Полезные замечания
1. Не стремитесь сформировать сразу крупные блоки информации, лучше соблюдать постепенность.
2. Вовлекайте в процесс запоминания как можно больше чувств и эмоций.
3. Важным пунктом является одновременность образа и его словесной формы, иначе это будет просто "мелькание образов".
4. Опорные слова выбирайте в зависимости от ваших предпочтений. Главное, чтобы они имели конкретный образ.
5. Для формирования "ключа" можно использовать любые методы мнемотехники, которые вы хорошо усвоили.
6. Обязательно выполнять контрольное припоминание, чтобы проверить себя и "озвучить картинки".
3. Образно-логические методы: "Паутинка", "Рисунок" "Открытка";
4. Метод поэтапного осмысления текста - "Галочка";
5. Методы запоминания правил, определений, экономических и юридических статей и т.п.: "Эрудит"" "Опора", "Образ" и "Карта правила";
6. Структурные методы: "Отмычка" и "Прогулка".
7. Мнемонические методы запоминания текстов
Алгоритм запоминания точной информации (с помощью мнемотехники)
1 этап – группирование и структурирование информации;
2 этап - перевод каждой единицы информации в конкретный образ;
3 этап – формирование “ключа” к информации;
4 этап – запоминание всей информации;
5 этап - контрольное припоминание.
Мыслительную операцию перевода точной информации в образ мы будем называть приемами мнемотехники.
Приемы мнемотехники
1. Перевод цифр в образы осуществляется следующими приемами:
1. прием “Форма”;
2. прием “Качество”;
3. прием “Цвет”;
4. прием “Движение”;
5. прием “Тема”;
6. прием ЧБК (число - буквенный код);
Новости образования:
Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка
Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общ ...
Этапы и организация детей при обучении дизайну
Н.И. Комоед предлагает всю работу по дизайн – деятельности делить на этапы. [3, с.21] На первом этапе существенным является постановка цели, предвидение результатов дизайнерской деятельности, определение замысла. Это может быть изготовление конкретного предмета для игры или театральной деятельности ...
Содержание обучения математике
Содержание обучения математики является актуальной проблемой на протяжении всей истории преподавания математики. Достаточно сказать, что за последние десятилетия к ней обращались такие ученые и исследователи, как В.И. Арнольд, Э. Борель, Г.В. Дорофеев, А.Н. Колмогоров, В. Сервэ, В.М. Тихомиров и др ...