Способы подачи информации

Страница 5

В процессе запоминания центральное место принадлежит интеллектуальной работе с материалом (организации действий субъекта с материалом). Именно интеллектуальная работа (группировка, соотнесение, составление плана) приводит к обработке информации, а повторение – к закреплению ее в памяти.

Предварительный просмотр текста:

1. Заглавие, автор, выходные данные;

2. Подзаголовки, оглавление, промежуточные заголовки;

3. Рисунки, схемы, таблицы, указатель литературы;

4. Объем статьи, величина абзацев;

5. Первое и последнее предложения первого и последнего абзаца текста; если книга, то первую и последнюю главы, затем первые и последние предложения остальных глав;

6. Приблизительное количество слов и предполагаемое время чтения.

Рассмотренные в общих чертах этапы предварительного просмотра не должны восприниматься как догма, которой нужно следовать в любом случае. Так, нет смысла детально просматривать короткие тексты, например, тематика которых заранее известна, а также художественные тексты. В таком случае вполне достаточно бегло просмотреть заглавие, подзаголовки и сам текст. Подобный предварительный просмотр должен занять у вас не более нескольких секунд.

Что же касается предварительного просмотра нетекстового материала (списков, таблиц, схем, графиков и т.п.), то нужно обратить внимание:

1. На пространственное расположение, т.е. вертикальную и горизонтальную составляющие;

2. Из каких элементов состоит информация: цифры, абстрактные понятия, конкретные слова, иностранные слова, линии, геометрические фигуры, другие изображения;

3. Сосчитать количество единиц информации (т.е. каждого элемента в отдельности) горизонтальной и вертикальной последовательности.

Формулирование цели

После предварительного просмотра нужно сформулировать цель запоминания как можно яснее и точнее. Для этого ответьте (желательно письменно) на вопросы:

 Стоит ли запоминать этот материал?

 Что конкретно нужно запомнить?

 Запоминать целиком или отдельные части?

 Какова сложность материала?

 Каков объем запоминаемого материала?

 Сколько времени потребуется на запоминание?

 Когда лучше запоминать: сейчас или отложить на время?

Письменные ответы должны быть краткими, но содержательными. Важно, чтобы запись ответов не занимала много времени.

Выбор метода запоминания текста осуществляется по следующим критериям:

1. Цели воспроизведения (дословно, близко к тексту или своими словами);

2. Наличия базовых знаний по теме, изложенной в тексте;

3. Количества новой - непонятной информации.

4. Доминирующий тип вашего мышления и особенности памяти;

5. Стиля изложения текста.

Методы запоминания текстовой информации:

Известные нам методы: составление плана или схемы, опорного конспекта, выписки отдельных мыслей из текста.

1. Логические методы: "Алгоритм абзаца", "Карта текста" и "Алгоритм текста";

А)Алгоритм абзаца отличается:

· количеством и качеством этапов обработки информации (1 этап - разделение существенной и несущественной информации; 2 этап - отделение главной мысли от второстепенных мыслей в существенной информации; 3 этап - "сжатие" главной мысли до слова-образа с целью формирования "ключа" для дальнейшего воспроизведения информации всего текста);

· наличием вопросов, направляющих и активизирующих мышление (что помогает четко выявить существенную информацию и сформулировать главную мысль).

· формой подачи (в виде схемы).

Метод "Алгоритм абзаца" развивает логичность, полноценность, активность, образность и эмоциональность мышления, что значительно улучшает память. "Алгоритм абзаца" будет полезен для школьников, старше 12 лет, студентов и взрослых

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Методики проведения исследования и разработки мультимедийного учебно-методического пособия
Методика: "Что важнее?" Авторами данной методики являются В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева. Цель: определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ) Ход выполнения. Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль пов ...

Общая характеристика использования НИТ в сфере образования
Под средствами новых информационных технологий (СНИТ) будем понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накопле ...

Способы подачи информации
Помимо задачи научить ученика понимать, анализировать текст, нам необходимо заинтересовать его. Существуют способы, позволяющие последовательно развить не только читательский интерес, но и определенные навыки при работе с текстами. 1. Подбираем текст с фактическими и/или логическими ошибками (напри ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru