Способы подачи информации

Страница 5

В процессе запоминания центральное место принадлежит интеллектуальной работе с материалом (организации действий субъекта с материалом). Именно интеллектуальная работа (группировка, соотнесение, составление плана) приводит к обработке информации, а повторение – к закреплению ее в памяти.

Предварительный просмотр текста:

1. Заглавие, автор, выходные данные;

2. Подзаголовки, оглавление, промежуточные заголовки;

3. Рисунки, схемы, таблицы, указатель литературы;

4. Объем статьи, величина абзацев;

5. Первое и последнее предложения первого и последнего абзаца текста; если книга, то первую и последнюю главы, затем первые и последние предложения остальных глав;

6. Приблизительное количество слов и предполагаемое время чтения.

Рассмотренные в общих чертах этапы предварительного просмотра не должны восприниматься как догма, которой нужно следовать в любом случае. Так, нет смысла детально просматривать короткие тексты, например, тематика которых заранее известна, а также художественные тексты. В таком случае вполне достаточно бегло просмотреть заглавие, подзаголовки и сам текст. Подобный предварительный просмотр должен занять у вас не более нескольких секунд.

Что же касается предварительного просмотра нетекстового материала (списков, таблиц, схем, графиков и т.п.), то нужно обратить внимание:

1. На пространственное расположение, т.е. вертикальную и горизонтальную составляющие;

2. Из каких элементов состоит информация: цифры, абстрактные понятия, конкретные слова, иностранные слова, линии, геометрические фигуры, другие изображения;

3. Сосчитать количество единиц информации (т.е. каждого элемента в отдельности) горизонтальной и вертикальной последовательности.

Формулирование цели

После предварительного просмотра нужно сформулировать цель запоминания как можно яснее и точнее. Для этого ответьте (желательно письменно) на вопросы:

 Стоит ли запоминать этот материал?

 Что конкретно нужно запомнить?

 Запоминать целиком или отдельные части?

 Какова сложность материала?

 Каков объем запоминаемого материала?

 Сколько времени потребуется на запоминание?

 Когда лучше запоминать: сейчас или отложить на время?

Письменные ответы должны быть краткими, но содержательными. Важно, чтобы запись ответов не занимала много времени.

Выбор метода запоминания текста осуществляется по следующим критериям:

1. Цели воспроизведения (дословно, близко к тексту или своими словами);

2. Наличия базовых знаний по теме, изложенной в тексте;

3. Количества новой - непонятной информации.

4. Доминирующий тип вашего мышления и особенности памяти;

5. Стиля изложения текста.

Методы запоминания текстовой информации:

Известные нам методы: составление плана или схемы, опорного конспекта, выписки отдельных мыслей из текста.

1. Логические методы: "Алгоритм абзаца", "Карта текста" и "Алгоритм текста";

А)Алгоритм абзаца отличается:

· количеством и качеством этапов обработки информации (1 этап - разделение существенной и несущественной информации; 2 этап - отделение главной мысли от второстепенных мыслей в существенной информации; 3 этап - "сжатие" главной мысли до слова-образа с целью формирования "ключа" для дальнейшего воспроизведения информации всего текста);

· наличием вопросов, направляющих и активизирующих мышление (что помогает четко выявить существенную информацию и сформулировать главную мысль).

· формой подачи (в виде схемы).

Метод "Алгоритм абзаца" развивает логичность, полноценность, активность, образность и эмоциональность мышления, что значительно улучшает память. "Алгоритм абзаца" будет полезен для школьников, старше 12 лет, студентов и взрослых

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Демонстрации некоторых химических опытов в рамках школьного курса химии основного общего образования
Учитывая, что демонстрационный эксперимент по химии является эффективным средством формирования интереса к предмету у школьников, в рамках учебной дисциплины «Химия» в курсе основного общего образования (8 – 9-е классы), исследуемой группе учеников был проведён ряд химических демонстраций. Как в 8- ...

Реформа профильного обучения
Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. Эта система профильного обучения должна включать в себя следующие типы учебных предметов: ба ...

Химический диктант и другие виды опроса
В практике работы учителей для учета знаний применяют химический диктант. Вопросы для химического диктанта могут быть следующими: написать формулы веществ по названиям, определить валентность элемента в соединениях, дать определение химических понятий, сформулировать законы, зарисовать приборы и т. ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru