Игра как средство формирования элементарной системы экологических знаний у детей дошкольного возраста

Педагогические практики » Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста » Игра как средство формирования элементарной системы экологических знаний у детей дошкольного возраста

Страница 4

В процессе общения с природой в игровой форме формируется эмоциональная отзывчивость детей, желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанию выполнять нормы поведения в природе.

Таким образом, большие возможности в воспитании и формировании экологических знаний заложены в играх. Удовлетворять детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет именно игра. Весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняется ребёнком в игре неосознанно им как процесс преднамеренного обучения – ребёнок учится играя.

С помощью дидактических игр решаются различные учебные задачи: формируются навыки умственной деятельности, умения использовать приобретённые знания в новой ситуации.

Дидактическая игра – форма организации обучения, методы закрепления знаний, средство воспитания нравственно-волевых качеств. Игра рассматривается в дошкольном возрасте, как важное средство формирования экологической направленности личности ребёнка.

Таким образом, дидактическая игра незаменима, как средство формирования и закрепления знаний детьми о природе.

В последние годы вопросы теории и практики игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, А.И.Сорокиной, Е.И.Радиной, Н.Р.Блехер, Б.Н.Хачапуридзе, З.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, В.А.Дрязгуновой и др. Во всех исследованиях утверждалась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства играми.

Если анализировать игры, представленные в разных сборниках В.А.Дрязгунова, А.К,Бондаренко, А.В.Артемова, А.А.Венгер, А.И.Сорокина, П.Г.Саморукова (12, 5, 3, 7, 37) , то можно увидеть, что они часто имеют одностороннюю направленность, то есть игры природоведческого содержания присутствуют, несомненно, во всех этих сборниках, но большинство из них решает только узкий круг задач: формирование знаний, обобщение, систематизация знаний, совершенствование чувственного восприятия и т.п.

Таким образом, задачи экологического содержания в них представлены не в полном объёме, т.е. эти игры не позволяют включать детей в природоохранную деятельность, не ставят задачи воспитания любви и бережного отношения к природе и некоторые другие. Однако благодаря именно исследованиям и разработкам данных авторов вопрос о создании игр с экологическим содержанием имеет в своей основе научную базу. Исследователи одними из первых подняли вопрос об использовании игровой деятельности именно в формировании экологических представлений дошкольников.

Так В.А.Дрязгунова в своём сборнике "Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями" отмечает, что игра имеет особое значение в формировании данных знаний.(12, с.31). Использовать игровую деятельность она рекомендует и для ознакомления с домашними животными. Большое значение автор уделяет играм с природным материалом. В данном сборнике выделены задачи использования игровой деятельности в разном дошкольном возрасте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новости образования:

Развитие профильного обучения в дидактике
Профориентация является самостоятельной областью знания, но формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права. Осуществление системного подхода к управлению профориентацией позволяет учесть междисциплинарные её аспекты, открывает возможность систематичес ...

Развитие творческого мышления в процессе обучения
Проблема развития творческого мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях психологов, педагогов. В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических операций: комбинировать информацию, определять причинно- ...

Влияние задач на построение на развитие логического мышления
В программе по математике для средней общеобразовательной школы, разработанной в соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы, подчеркивается, что развитие логического мышления учащихся является одной из основных целей курса геометрии. При изучении гео ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru