Игра как средство формирования элементарной системы экологических знаний у детей дошкольного возраста

Педагогические практики » Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста » Игра как средство формирования элементарной системы экологических знаний у детей дошкольного возраста

Страница 3

Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с её помощью решаются основные воспитательные задачи. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками. В развитой форме самостоятельной игровой деятельности все эти элементы функционально взаимодействуют в едином игровом процессе. Главное условие игры – наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно-ролевых игр: самостоятельные и игры, организуемые воспитателем. Широкое использование в педагогическом процессе последних обеспечивает развитие первых.

Исследователями показано, что первое звено в руководстве игрой – это формирование необходимого круга знаний о какой-либо стороне действительности, которые служат источником построения сюжетов игр. Далее путём прямого и косвенного вмешательства взрослый учит детей осуществлять игровые действия с предметами, затем ролевые действия и отношения.

По мнению Д.Б.Эльконина ( 44, с. 342), роль – это центральное явление сюжетно-ролевой игры. С развитием игровой деятельности правило поведения становится центральным ядром роли, которую выполняет ребёнок. Эти теоретические положения должны учитываться при использовании сюжетно-ролевой игры или отдельных её элементов в организации процесса обучения. Их недооценка может привести к разрушению игры. Следовательно, необходимо вновь вернуться к дидактической игре.

В системе работы по экологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста особое значение имеют игры с экологической направленностью, т.е. экологические игры, которые можно рассматривать как важное средство формирования элементарных экологических знаний и экологической культуры в целом.

Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал), экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержании знаниями, способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее знаний и расширению кругозора. Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок, животных к условиям данной среды, последовательной смены сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новости образования:

Внимание как ведущее условие организации познавательной деятельности младшего школьника
В ходе исследования потребовалось определить содержание таких понятий как «внимание», «свойства внимания», «познавательная активность», «познавательная деятельность». Несмотря на значимость внимания, психологи до сих пор не определились с трактовкой понятия «внимание». Так отечественный психолог Р. ...

Замысел эксперимента. Программа эксперимента
Среди учащихся 10-го класса был проведен тест на выполнение логических операций над геометрическими объектами. Тест предназначен для выявления умения выполнять основные логические операции над геометрическими фигурами (аналогии, классификации, построение закономерности) и рассчитан на ра­боту с уча ...

Программные средства, необходимые для разработки web-сайта по проверке уровня знаний математики учениками малдших классов
Язык разметки гипертекстовых страниц (HTML – HypertextMarkupLanguage) представляет собой язык, разработанный специально для создания Web-документов. Он определяет синтаксис и размещение специальных инструкций (тегов), которые не выводятся на экран, но указывают браузеру, как отображать содержимое д ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru