История возникновения профильного обучения

Страница 2

1. Начало 20-х – конец 30-х годов – зарождение и становление, поиски форм методов профориентационной работы, осмысление накопленного экспериментального и практического материала.

2. Конец 30-х – конец 50-х – «эпизодическое» функционирование, незначительное участие ученых и специалистов в профориентационном процессе.

3. Начало 60-х – начало 80-х – активный поиск в решении задач профориентации.

4. С 1984 года по настоящее время – теоретическое и организационно-методическое обеспечение развития государственной службы профориентации.

Первый этап. Уже с первых лет существования Советского государства большое внимание уделялось изучению вопросов профориентации, профотбора и профконсультации, в разработке которых принимали участие органы просвещения, здравоохранения и народного комиссариата труда, производившего учет и распределение рабочей силы.

Трудовое воспитание и обучение рассматривались в эти годы как важнейшая составная часть подготовки подрастающих поколений к производственной деятельности.

В 1933 году была открыта лаборатория промышленной психотехники Наркомата труда, основной целью которой было изучение профессий с позиции психологии и создание профессиограмм.

В 1927 году в качестве опытно-показательного научно-практического учреждения при Психолого-педагогическом отделении Института им. А.И. Герцена была создана психолого-педагогическая амбулатория, одной из задач которой было проведение психотехнического обследования выпускников школ и их профконсультация.

Спустя два года в стране уже была создана целая сеть бюро, кабинетов и лабораторий профконсультации.

Схематично данная структура может быть представлена следующим образом: первое звено – отраслевые профконсультационные кабинеты или бюро при отделах Наркомтруда РСФСР и ряда союзных республик; второе звено – психотехнические лаборатории при научно-исследовательских институтах и учебных заведениях; третье звено – бюро профконсультации, создаваемые непосредственно на производстве: заводах, учреждениях, фабриках и т.д.

Работу этих звеньев объединял и направлял Межведомственный совет при Народном комиссариате труда.

Но следует отметить, что из этой системы выпадало главное ее звено – общеобразовательная школа, в которой и должен был осуществляться процесс профессионального становления личности.

В начале 30-х годов в стране подверглись серьезной критике буржуазные концепции в области психотехники; высказывались предположения о необходимости выделения профориентации как самостоятельного направления профконсультационной работы и проведения ее на базе общеобразовательных школ.

Второй этап (конец 30-х – конец 50-х годов) Массовой систематической профориентационной работы не проводилось, её вели лишь педагоги-энтузиасты. В этот период, естественно, прекратилась деятельность по организации единой государственной службы профориентации.

Третий этап. После продолжительного периода застоя в конце 50-х – начале 60-х годов наблюдается оживление профориентационной работы в стране. Это было связано, главным образом, с перестройкой системы народного образования в связи с укреплением связи школы с жизнью, выдвинувшей перед педагогическими коллективами ряд новых и сложных задач по подготовке школьников к выбору профессии. В этот период, завершающийся в начале 80-х годов, опубликовано значительное количество работ, где делается попытка определить:

а) исходные теоретические позиции советской системы профориентации;

б) организационную структуру этой системы в масштабе страны.

Средняя общеобразовательная школа стала сочетать общее и политехническое обучение с профессиональным, вооружившим школьников навыками и умениями определенной профессии (специальности) [2].

Проводилась и специально организованная работа по профориентации: на уроках большое время заняли лабораторные и практические занятия, глубже стала связь теоретических знаний с практикой.

Опыт передовых школ городов, областей, краев и республик способствовал тому, что в стране постепенно стала складываться система управления профориентацией и трудоустройством. Разработкой научных проблем профориентации в 50-60-е годы занимался и Всесоюзный НИИ профессионально-технического образования. Сотрудники отдела психологии труда создали методику сбора, отработки, хранения и оперативного поиска профессиографической информации; ими были составлены краткие профессиограммы, методические рекомендации, призванные помочь педагогам в профориентации молодежи.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Анализ информационных ресурсов
Одним из вопросов, ставший особенно актуальным в условиях быстрого изменения всей системы образования: каким в современных условиях должен быть школьный класс как коллектив? Прежде всего гораздо более самостоятельным и развитым в социально-психологическом отношении. Он должен стать творческим, само ...

Знакомство с текстом
Знакомство с книгой, статьей, текстом начинается с названия, заголовка. Осмыслить их - значит сделать первый шаг к пониманию материала, который предстоит прочитать. Заголовок актуализирует имеющиеся у человека представления по данной проблеме. Прочитав его, обучаемый сопоставляет с ним известные ем ...

Факультативные занятия как способ развития творческих и познавательных способностей ученика в области информатики
Факультативные занятия – это один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразовательной школе Российской Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения. На факультативные занятия в учеб ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru