Особенности формирования мотивация к изучению предмета

Страница 2

неосознанные (человек не может назвать причину).

Мотивы по степени действия делятся на:

потенциальные (сформированные на уровне сознания, но реально не побуждают к деятельности);

реальные (реально побуждают человека к деятельности) [34].

И так, рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, то есть то, что определяет, побуждает учебную активность ребенка, что в целом детерминирует его учебное поведение.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Наличие нескольких функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно присутствует на всех его этапах, во всех его звеньях. Единство этих трех функций обеспечивает регулирующую роль мотивации в поведение. Причем третья – «смыслообразующая» функция (А.Н. Леонтьев) специфически человеческая и имеет центральное значение для характера мотивационной сферы. От того, какой смысл имеет учебная деятельность для данного конкретного ребенка, зависят проявления и других функций: побуждающей и направляющей. А это, в свою очередь, означает, что и побудительная сила мотивов учения (выраженность, интенсивность, длительность, устойчивость, эмоциональная окраска), и их роль в реальной организации учебной деятельности зависит, прежде всего, от сформированности смыслообразующей функции мотивации учения. Именно эта функция (роль учения в жизни ребенка) должна быть главным объектом воспитания [20].

Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов и ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов и др. Эти побуждения выполняют разную роль в общей картине мотивации, на различных этапах развития учебной деятельности приобретают то большее, то меньшее значение, поэтому знание их поможет учителю более дифференцированно воздействовать на отдельные моменты мотивации учения школьников.

Рассмотрим возрастные и индивидуальные особенности мотивации. Возрастное развитие мотивации состоит в появлении психологических новообразований, то есть качественно новых особенностей, характеризующих ее более высокий уровень [21].

В младшем школьном возрасте основной мотив учения состоит в большинстве случаев в самом выполнении учения как объективно значимой деятельности, ибо благодаря выполнению учебной деятельности ребенок приобретает новую социальную позицию.

В среднем школьном возрасте возникает новый тип мотива, определяемый позицией ребенка в самой школе, возрастают связи ученика с коллективом, увеличивается интерес к работе в школьных детских организациях.

И, наконец, в старшем школьном возрасте общие социальные мотивы оказываются связанными с широким кругом общественной жизни школьника, с подготовкой к выбору профессии, с определением широких жизненных перспектив [32].

Учителю важно помнить, что время, когда у школьников возникает дифференцированный интерес к разным сторонам учебной работы и особенно интерес к способностям учения, зависит, в первую очередь, от эффективности учебно-воспитательной работы. Этот интерес может возникнуть в середине младшего школьного возраста, чаще он складывается в подростковом, а в некоторых случаях не формируется в старшем школьном возрасте.

Начавшаяся у подростков дифференциация интересов вырастает в старшем школьном возрасте в устойчивое избирательное отношении к областям знания [23].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Три группы здоровья
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную. Подготовите ...

Упрямство
каприз воспитание детский упрямство Упрямство – это своеобразная защитная реакция ребенка, протест против ущемления его самостоятельности. И, кстати, чем он сильнее, тем сильнее его Я – основа будущего характера. Подумайте, какой ценой вы стремитесь оставить его в прежних рамках? И не думайте, что ...

Организация класса во время проведения письменных контрольных работ
Перед тем как провести контрольную работу, учитель разъясняет, как ее выполнить. Прежде чем раздать карточки, учитель предлагает убрать со стола книги и тетради на край стола. Карточки с вариантами контрольных работ лучше раздавать в шахматном порядке, чем предупреждается возможность списывания. Ин ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru