Особенности формирования мотивация к изучению предмета

Страница 6

неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;

отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;

сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем);

недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации.

Все исследователи интересов в этом возрасте отмечают большую избирательность познавательных мотивов, причем она продиктована интересом к учебному предмету, как у подростков, и выбором профессии.

Существенно развиваются мотивы и способы самообразовательной деятельности. На этом этапе самообразования доминируют далекие цели, связанные с жизненными перспективами, выбором профессии и самовоспитанием.

Если проследить в целом качественное изменение социальных и познавательных мотивов в старшем школьном возрасте, то можно выделить следующие принципиальные сдвиги в их развитии. К концу старшего школьного возраста осуществляется взаимовлияние и взаимопроникновение социальных и познавательных мотивов, уменьшение или отсутствие конфликта между ними, что объясняется все большей соотнесенностью школьниками личных познавательных установок с требованиями общества.

Мотивы самообразования сливаются с мотивами самовоспитания свойств личности и отдачи обществу. В целом это способствует гармоническому развитию личности старшеклассника.

Самоопределение в ходе выбора профессии и построения планов своей жизни требует и самоограничения, а это значит, что школьник должен уметь наложить внутренний запрет на некоторые цели, их постановку и реализацию.

Как и все возрасты, старший школьный возраст имеет резервы воспитание мотивации. Актуальным для современной школы является воспитание следующих мотивов:

продолжение образования независимо от формы, в которой оно будет осуществляться (образование в очном, заочном, вечернем обучении, самообразование в ходе профессиональной деятельности);

достижение компетентности – соответствия своей осведомленности, общих профессиональных качеств личности требованиям профессиональной деятельности.

Наличие таких мотивов обеспечит перспективу полноценного и гармоничного развития выпускников школы, их готовность к будущей профессиональной и социальной жизни.

Старший школьный возраст – это возраст, когда школьник получает путевку в жизнь, когда подводится итог результатам обучения и воспитания в школе за все десять лет, происходит проверка возможностей молодого человека, его трудовой и гражданской зрелости. Главное содержание мотивации в этом возрасте – овладеть приемами учения и самообразования, формами взаимодействия с другим человеком для подготовки к будущей профессии.

К концу старшего школьного возраста развитие мотивационной сферы, конечно, не заканчивается. Исследования свидетельствуют об изменении мотивов учения в студенческом возрасте. Безусловно, мотивы самообразования совершенствуются в ходе профессиональной деятельности человека в течение всей его жизни. У взрослого человека формирование мотивационной сферы во многом становится задачей самовоспитания [21].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Новости образования:

Особенности языка программирования Pascal ABC
В языке Pascal ABC любая переменная характеризуется своим типом. Под типом в данном случае понимается множество значений, которые может принимать переменная и, как следствие, множество операций, допустимых над переменной.Паскаль является языком жесткой типизации. Это означает, что тип переменной оп ...

Эмпирические методы
Анкетирование относится к опросным методам, которые проникли в педагогику из социологии и называются еще социологическими. Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами [22]. Анкетирование – также один из наиболее распространенных ...

Вспомогательные формы организации педагогического процесса
К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы. Эффективной формой д ...

Главное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru