Особенности формирования мотивация к изучению предмета

Страница 5

В подростковом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования. Задачи самообразования становятся более конкретными, причем нередко на первый план выходят близкие цели – сдать экзамены или зачеты, поступить в кружок с перспективными целями выбора профессии и развитие личности в целом. Способами осуществления самообразования здесь являются выборочное и довольно систематическое чтение новых источников, усвоение новой информации и одновременно максимальное использование материала школьной программы.

Процесс развития самосознания, характерный для подросткового возраста, захватывает и собственно мотивационную сферу. Подросток вплотную подходит к задаче осознания своей мотивации. Причем вначале осознание своих мотивов и целей осуществляется через их сопоставление с мотивами и целями своих товарищей, поэтому так плодотворны коллективные и групповые формы работы в этом возрасте.

К концу подросткового возраста складывается умение ставить перспективные цели, связанные с будущим. Все это свидетельствует о том, что подросток в значительной степени становится субъектом своей учебной деятельности и своих волевых процессов.

Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является устойчивый интерес к выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместным коллективным формам учебной работы и интерес школьников к использованию результатов учебной работы в социально значимых видах деятельности. Это является основой зрелых форм познавательных и социальных мотивов в этом возрасте.

Мобилизация резервов мотивации учения в подростковом возрасте является важным условием подготовки школьников к дальнейшему осуществлению среднего образования – в старших классах школы, в средних специальных заведениях. Трудно переоценить значение этой работы для успешного осуществления всеобщего среднего образования в нашей стране. Уровень сформированности мотивов социальной отдаче имеет большое значение для готовности подростков к поступлению в ПТУ, техникумы, для наиболее эффективного включения в общественную практику, в различные отрасли народного хозяйства страны.

Старший школьный возраст характеризуется следующими объективными изменениями в жизни школьника: близким завершением среднего образования; необходимостью выбора профессии; исходящими от взрослых требованиями отдачи обществу всего того, что получили ученики в школе; объективными свидетельствами взрослости; столкновением с новыми формами обучения (семинары, зачеты, …) и т.д.

Столкновению мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей старшеклассника:

потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущем, осмысление с этих позиций настоящего;

тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов, ориентаций;

потребность самосознания себя как целостной личности, оценке своих возможностей в выборе профессии, в самосознании своей жизненной позиции;

необходимость самоограничения как обратной стороны самоопределения;

интерес ко всем формам самообразования;

четко выраженный избирательный характер мотивов и целей под углом зрения выбора профессии;

устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.

Становление мотивации учения в старшем школьном возрасте затрудняет:

устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других предметов;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Сотрудничество учителя и работников внешкольных учреждений
Целью сотрудничества учителя и работников внешкольных учреждений является привлечение к организации внеурочной работы квалифицированных педагогов и специалистов различного профиля, а также использование материально-технических ресурсов внешкольных учреждений для эффективного общего и специального р ...

Особенности обучения в начальных классах
"Младший школьный возраст – это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах" [14, C. 43]. "В этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек" [16, C. 616]. В начальных классах дети приступают ...

Общие сведения о перспективе
Перспектива - это средство отобразить глубину рисунка. Простой пример: железная дорога. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются. Однако, если встать на пути и посмотреть вдаль, то будет казаться, что с удалением от наблюдателя, рельсы сходятся ближе, пок ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru