Особенности формирования мотивация к изучению предмета

Страница 3

При формировании мотивации учителю следует ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в данном возрасте.

Для мобилизации резервов мотивации в каждом возрасте необходимо организовать включение ребенка в активные виды деятельности (учебную, общественно-полезную) и виды, общественных взаимодействий его с другим человеком (учителем, сверстниками).

В ходе осуществления этих видов деятельности и социальных контактов у школьника возникают новые качества психического развития – психические новообразования.

Показателями наличия новообразований в мотивационной сфере является не общее возрастание положительного отношения к учению, а качественные изменения ее отдельных сторон, усложнение их отношений и, следовательно, усложнение строения мотивационной сферы. Можно считать, что в мотивационной сфере наступили необходимые качественные изменения, если выпускника школы удается воспитать как активную личность, то есть обладающую высоким уровнем целеполагания, занимающую вследствие этого активную жизненную позицию [37].

Выделим самые общие, принципиальные пути формирования мотивации.

Первый путь состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. Недостаточность этого пути состоит в том, что есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений.

Второй путь состоит в том, что ребенок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы. Недостаточность этого пути состоит в том, что воспитатель не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимы.

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе [21].

Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое знание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.

Опираясь на эти оптимистические выводы психологических исследований, учителю вместе с тем надо соотносить их с реальностью и учитывать, что воспитание мотивации – это длительный процесс, связанный со становлением школьников в целом.

Психологические исследования и практика школы свидетельствуют о принципиальной возможности формирования мотивации. Задача планомерного воспитания мотивации является вполне реальной для учителя, хотя требует времени, ибо касается глубоких внутренних механизмов становления личности школьника.

Главный путь воспитания полноценной мотивации – это не только создание благоприятного климата, атмосферы в ходе учения, а включение школьников в реальные виды деятельности (учебной, общественно полезной и др.), способы взаимодействия с окружающими.

Наряду с включением школьника в разные виды деятельности совершенно необходима работа по воспитанию нравственного сознания ученика, по усвоению им общественных эталонов, норм, идеалов, смысла учения. Поэтому воспитание мотивации учебной деятельности – это комплексная задача учителя, воспитателя, классного руководителя.

В целом, психологически обоснованный путь формирования мотивации школьников может состоять в следующем:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Организационно-педагогические аспекты дифференцированного обучения
Проанализируем основные вехи российского образования, с XVIII в. по настоящее время. Для того чтобы понять и осознать то, что происходит с нашим образованием на современном этапе развития общества. Система светского образования в России начала складываться при Петре I в XVIII веке. Он наметил основ ...

Как помочь ребенку избавиться от агрессивных привычек
В возрасте от двух до четырех лет многие дети становятся излишне агрессивными. Они постоянно спорят, ругаются как со сверстниками, так и с родителями, наотрез отказываются выполнять требования взрослых, намеренно нарушают все существующие правила и запреты. Порой кажется, что действия ребенка напра ...

Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста
Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6—7 до 17— 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье. По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья дете ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru