Особенности формирования мотивация к изучению предмета

Страница 4

учитель определяет задачи формирования мотивации в этом возрасте с учетом его перспектив, ориентируясь на «завтрашний день развития»;

выясняет состояние мотивации учения у своих учеников;

организует виды активной деятельности школьника, осуществляет широкую воспитательную работу, включает школьника в специально созданные педагогические ситуации, организует выполнение заданий, направленных на осознание своей мотивационной сферы, тренировку приемов целеполагания.

Для организации эффективной воспитательной работы по развитию мотивации учителю очень важно представить себе общие тенденции возрастного развития школьника: знать с какими мотивами приходит ребенок в школу, какая мотивация может и должна складываться у ученика к концу начальной школы, что важно для подготовки учащегося к решению задач средней школы; учитывать, какая мотивация может и должна сложиться у ученика к концу средней школы, чтобы выпускник был готов к постановке профессиональных и социальных задач.

Средний школьный возраст характеризуется объективными изменениями условий жизни ребенка: увеличивается число учебных предметов, появляется несколько учителей, усложняется материал школьных программ.

Выделим особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения и препятствующие этому. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:

нежелание считать себя ребенком, стремление занимать новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку, к себе;

общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;

стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, потребность в самовыражении и самоутверждении;

стремление подростка в самостоятельности;

увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей их избирательности, дифференцированности;

возрастание определенности и устойчивости интересов;

развитие на основе этих качеств специальных способностей подростков.

Психологи отмечают, что в среднем школьном возрасте умственная активность сочетается с возрастающей самостоятельностью и ярко обнаруживается в широте склонностей. У детей и подростков общая умственная активность заметно опережает развитие специальных интересов и способностей.

Особенности негативной мотивации к учению у подростка вызваны рядом причин:

отсутствие понимания связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к учению;

избирательный интерес к одним учебным предметам может препятствовать интересу к другим предметам;

широта интересов может приводить к их поверхностности и разбросанности;

неустойчивость интересов приводит к их смене, чередованию;

мотивы положительного отношения осознаются лучше, чем мотивы отрицательного отношения.

Прежде всего, у подростка укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Причем в этом возрасте у большинства школьников интерес к фактам сменяется интересом к закономерностям. Психологи подчеркивают, что подростковый возраст сензитивен, то есть очень благоприятен для развития познавательных интересов, которые возникают в той или иной мере у всех детей, а не только у детей, обладающих исключительными способностями. Развитию широких познавательных мотивов способствуют в этом возрасте многие виды внеклассных и внешкольных увлечений (кружки, секции и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Экология и безопасность жизнедеятельности
В процессе всей жизни человека на него оказывает своё влияние целый ряд факторов, которые в свою очередь некоторым образом отражаются и на его поведении, а так же психическом и физическом состоянии. Так очень большое влияние оказывает экологический фактор, в том числе общее состояние окружающей сре ...

Формирование эстетической культуры средствами искусства
Художественный потенциал человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве; "искусство - это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа". Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом ...

Ламберт
Идеи Ламберта, развитые им в сочинении «теория параллельных линий» (1766г.), близко примыкают к соображениям Саккери. Он рассматривает четырехугольник с тремя прямыми углами. Относительно четвертого угла так же возникают три гипотезы: этот угол прямой, тупой или острый. Доказав эквивалентность пято ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru