Организация учебной и воспитательной работы в вузах Ставрополья

Страница 5

Совершенствование методики преподавания высшей школы предполагало развитие различных форм индивидуальной работы, посредством которых студенты могли эффективно приобщаться к научным исследованиям на кафедрах и в лабораториях . Самостоятельная работа включала следующие структурные формы: научные студенческие кружки, студенческое конструкторское бюро, отдельные группы студентов, постоянно работающие в русле исследований ведущего ученого. Кроме того, проводилась повседневная регулярная работа для изучения вопросов программы, выносимых кафедрами на самостоятельное изучение, которая часто заключалась в постоянном контроле преподавателей над выполнением домашних заданий, курсовых и дипломных работ. Разумеется, невозможно отрицать полезность специальных структур, организованных для самостоятельной работы: они позволяли выявить наиболее способных студентов, заинтересовать их и приобщить к специализированным научным исследованиям. К сожалению, регулярный контроль за самостоятельной работой отличался рутинным характером, часто сводясь к дополнительным занятиям со слабоуспевающими студентами, содержанием которых в лучшем случае становились краткие консультации в рамках необходимого для преподавания школьного курса, а чаще - чисто формальная проверка конспектов лекций и записей лабораторных работ.

Важнейшим звеном в подготовке высококвалифицированных учителей школ на кафедрах физико-математического факультета являлось органическое соединение учебного и исследовательского процессов в единый комплекс учебно-исследовательской работы студентов (УИРС). Но и в этом направлении не удавалось избежать формализма: часто вместо организации участия студентов в конкретных научных исследованиях в лабораториях имели место малосодержательные беседы в академических группах: «О роли и месте советского учителя в жизни нашего государства», «О роли математики в научно-технической революции», «О работе с книгой - источником всех знаний», «О рациональной обработке полученной информации во время учебы», «О правильном ведении конспектов лекций, практических занятий и работе с конспектом», «О долге студента перед Советским государством». Наибольшей популярностью пользовались беседы, доклады и сообщения, которые ориентировали студентов на профессиональные знания, например, такие темы, как «Роль математики в научно-технической революции»87, а также тематика, отражающая современные достижения в области физики и математики88.

Темы этих бесед задавались заранее, определялись партийной организацией университета и деканатами. Кураторские часы превращались в тяжелую повинность для студентов и преподавателей, которых обязывали эти беседы проводить.

Образование подразумевает не только обучение, но и воспитание. В Ставропольском пединституте была разработана целая система воспитания, включающая не только профессиональное воспитание, но и ряд других, искусственно выделенных блоков: нравственное воспитание, интернациональное воспитание, эстетическое воспитание, военно-патриотическое воспитание, призванных формировать материалистическое мировоззрение, активную жизненную позицию. Центральной задачей являлась подготовка высококвалифицированных учителей для советской школы. Положительным моментом этой системы являлось наличие воспитательной работы, как таковой, дающей возможность студентам вступать в контакт с хорошими учителями - энтузиастами своего дела, другими добросовестными и увлеченными своей работой специалистами, включая и вузовских преподавателей, многие из которых являлись высококвалифицированными исследователями, искренне желающими наставлять и совершенствовать знания студентов. Пользу общения с такими людьми трудно переоценить. В институте регулярно организовывались встречи первокурсников института с учеными института, ветеранами и мастерами педагогического труда в институте. В процессе трудового воспитания преподаватели тоже получали возможность оказывать влияние на студентов, совместно участвуя в разных мероприятиях: субботниках и воскресниках по уборке территории института и города, в студенческих строительных отрядах и сельхозработах. Более 100 студентов под руководством преподавателей физических кафедр работали над заверше-нием строительства обсерватории и фотолаборатории .

Степень ответственности профессорско-преподавательского состава в организации воспитательной деятельности повышалась благодаря контролю со стороны институтского руководства и партийной организации. На заседаниях ученых советов института, партийных собраниях, заседаниях партийного комитета и партбюро регулярно заслушивались вопросы совершенствования форм, методов и эффективности воспитательной работы. Студенты привлекались к участию в торжественных заседаниях, научных конференциях преподавателей и студентов. Увеличивалось число студентов, участвующих в институтских краевых, республиканских и всесоюзных смотрах студенческих работ по общественным и естественным наукам. В связи с ростом количества и качества работы студенческих научных кружков активизировалась работа студенческого конструкторского бюро, ставшего инициатором движения «Студент и научно-технический прогресс». На кафедре геометрии в 1981-1982 учебном году проводился эксперимент, по результатам которого был составлен фрагмент профессиональной модели современного учителя математики: определены объемы знаний, которыми должны владеть студенты, приступая к основным разделам курса каждого семестра и заканчивая изучение этих разделов. Полученные данные были согласованы по внутрипредметным и межпредметным связям в рамках дисциплин преподавания кафедрой и использованы доцентом В. В. Малютиным в самостоятельной работе студентов второго курса90.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru