Для нравственного воспитания студентов на протяжении всего периода обучения проводились различные мероприятия. Нельзя полностью отрицать пользу таких форм, как спецкурс «Марксистско-ленинская этика», в рамках которого проводились беседы, вечера вопросов и ответов, читательские конференции. Многотиражная газета «За педагога-ленинца» в рубрике «Наш образ жизни» предоставляла множество интересных материалов об активной жизненной позиции студентов, увлеченности наукой, любви к педагогической профессии.
Учитывая многонациональный характер коллектива института в силу специфики региона, руководство института и профессорско преподавательский состав стремились в процессе обучения и воспитания исспользовать все возможностей для формирования интернационального сознания, укрепления дружбы, толерантного решения национальных вопросов. В целях интернационального воспитания проводились такие мероприятия, как беседы о лауреатах государственных премий, участие в ансамбле национальных танцев, вечера интернациональной дружбы в группах91.
Небесполезными для студентов оказывались и многие формы эстетического воспитания: циклы лекций, беседы по теории и истории искусства, для чтения которых приглашали мастеров искусства, клубы и кружки художественной самодеятельности.
Активное развитие ядерной энергетики, ракетостроения, теплотехники, металлургии, химической и пищевой промышленности в конце 50-х годов XX века были связаны с рядом физических открытий, предшествовавших этим событиям. Вопросы мирового значения заинтересовали и Ставропольских ученых. Ученые Ставропольского педагогического института Ефим Из-раилевич Несис, Борис Михайлович Дорофеев и др., занимаясь научными исследованиями процессов управления кипением при больших давлениях и температуре в труднодоступных условиях, одновременно организовывали учебно-исследовательскую работу студентов, приобщая из к изучению таких увлекательных, но сложных для усвоения проблем, как кипение жидких металлов внутри ядерных реакторов или ракет, управляемых с помощью телеавтоматики и радиоэлектроники, или проблем изучения звукового сигнала, сопровождающего процесс кипения.
В результате упорной работы всего преподавательского состава кафедры теоретической физики была найдена закономерность между звуковым шумом и информацией о механизме превращения жидкости в пар. Однако основным итогом всех проведенных исследований явилось получение кардинально новой теории образования звука при кипении. Было выяснено, что решающую роль в изучении звука играют те пузырьки, которые еще не оторвались от горячей поверхности. Что касается громкости шума, то она зависит от количества пузырьков и от размаха их пульсации. Данное открытие послужило толчком для ученых занимающихся изучением процесса кипения не только у нас в стране, но и за рубежом.
В силу различных объективных и субъективных обстоятельств (смерть В. А Бутлара и преждевременный уход из жизни Д. М. Гребенщикова), научному направлению «Спектроскопия сложных органических молекул» не суждено было развиться в самостоятельную научную школу. Тем не менее, и по этому направлению были достигнуты важные результаты на базе специализированной спектроскопической лаборатории. Ее исследования показали, что время затухания фосфоресценции для различных мультиплетов немного отличается. Полученные результаты отличались оригинальностью и новизной. Было получено прямое доказательство того, что мультиплетная структура спектров Шпольского обусловлена не расщеплением энергетических термов в кристаллическом поле растворителя, а есть ничто иное, как просто наложение спектров молекул, находящихся в различных условиях.
В 70-х гг. XX века в связи с появлением новых технологий, в обществе назрели проблемы диагностики современной техники в различных областях от электроники до физиологии. В магнитном поле феррожидкость приобретает уникальные свойства, благодаря которым может герметизировать подвижные узлы машин, заменить смазку, остановить кровотечение из мельчайших сосудов при операции, стать незаменимым помощником врача в диагностике при заболеваниях кишечника и желудка, сделать зрительной кодированную запись на магнитной пленке ЭВМ. В связи с этим вопросы изучения феррожидкости являлись актуальными в нашей стране. Ученый Ставропольского пединститута В. В. Чеканов сформировал группу коллег, успешно работавших по теме «Физика магнитных жидкостей». Широкое применение магнитных жидкостей в различных устройствах и технологических процессах ставило задачу углубленного теоретического и экспериментального исследования физических характеристик магнитных жидкостей и их поведения в магнитных полях. Проведенные на кафедре общей физики исследования показали возможность оценки топографии магнитного поля с разрешающей способностью несколько микрон.
Новости образования:
Формы организации учебной работы в начальных классах
Форма — это внутренняя структура, строение, связь. Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду то или иное строение учебных занятии, организацию учебной деятельности учители и учащихся. Развитие общества требовало все большего числа грамотных людей. Как выражение этой потребности и возникае ...
Преимущества ценностного восприятия мира в воспитательном
процессе
Посмотрим на фотографии школьников. Фото № 1: дети рисуют на асфальте. С точки зрения предметной, это бессмысленное и неприличное занятие, ибо рисунок не сохранится, нарисовать не удастся аккуратно, гигиенические нормы явно нарушаются. Но смысл данного занятия выходит за пределы предметного рисован ...
Этиология общего недоразвития речи
К общему недоразвитию речи могут приводить различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка. То есть этиология общего недоразвития речи многообразна, но с клинической точки зрения наибольшее значение имеет группа ...