Взаимодействие с психологом мы считаем одним из важнейших условий создания ситуации успеха. Оно реализуется через организацию педагогического совета для повышения психологической компетентности педагогов. Педсовет содержит несколько этапов:
информационный этап - лекции, семинары для повышения психологических знаний;
практический этап - создание специальных социально-педагогических и психологических ситуаций;
помощь педагогам в изучении личности учащихся, так как комплексная ранняя диагностика - одно из главных средств профилактики девиантного поведения подростков.
Во время прохождения педагогической практики нами был организован педсовет на тему "Успех порождает успех" (Приложение 1), который проходил в форме деловой игры. Цель игры: содействовать формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа "успех порождает успех", а также разработка педагогических рекомендаций по созданию ситуаций успеха в работе с детьми из неблагополучных семей.
Взаимодействие с администрацией осуществлялось нами с целью налаживания взаимодействия между педагогами и учащимися; реализации поликультурного воспитания подростков, предусматривающее терпимость к людям другой национальности, конфессиональной принадлежности. Реализация второго условия, включающего комплексную диагностику личности учащегося, осуществлялась нами во взаимодействии с психологической службой школы.
Рассмотрим методику создания ситуации успеха в социально-педагогической работе с ребенком из неблагополучной семьи. Условиями создания ситуаций успеха работе с ребенком из неблагополучной семьи является:
гармоничные взаимоотношения в системе "социальный педагог-ребенок";
стремление обеих сторон к позитивному сотрудничеству;
вовлечённость в совместную учебно-воспитательную деятельность, как в школе, так и за её пределами;
позитивное отношение ребенка к целям совместной деятельности;
адекватное принятие воспитанником форм, методов и приёмов решения возникающих социально-педагогических задач;
положительное отношение ребенка к оценке со стороны социального педагога результатов его учебной и иной работы;
адекватная самооценка у обеих сторон;
состояние эмоциональной удовлетворённости и у социального педагога, и у ребенка, как результат их совместной деятельности.
Методика создания ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи:
1 этап. Проведение психолого-педагогической диагностики, ориентированной на выявление особенностей мотивации к успеху у ребенка. Внимание уделяется особенностям когнитивных и эмоционально-волевых состояний ребенка, которые влияют на его стремление к успешной самореализации в ходе деятельности.
2 этап. Оперативное использование форм, методов и приёмов работы, адекватных, выявленным в ходе предыдущего этапа когнитивным и эмоционально-волевым состоянием ребенка. Успех в ходе работы реализуется через формирование социальным педагогом конкретных ситуаций, которые являются структурными и функциональными единицами целостного педагогического процесса.
Исходя из разработанной программы индивидуализированной социально-педагогической помощи осуществляется постановка целей и задач данной ситуации успеха, выбор форм, методов и приёмов, которые вызывают к жизни потенциально существующие положительные качества личности ребенка.
Ситуация успеха создается социальным педагогом в ходе воспитательной работы: на уроках, на внеклассных мероприятиях (вечера, КВН, ситуационно-ролевые игры, субботники, игры-путешествия, ярмарки и т.д.), на занятиях кружков, в клубах и обществах по интересам, в семье (консультационно-просветительская работа с родителями). Результаты визуальных наблюдении, данные тестирования объективно оцениваются и подвергаются комплексному анализу группой учителей, преподающих в данном классе, школьным психологом, социальным педагогом, родителями. Создание ситуации успеха осуществляется с учетом имеющихся данных из карты диагностических решений, а также разработанных психолого-педагогических характеристик стремлений и отношений к успеху ребенка.
Алгоритм создания ситуации успеха:
Новости образования:
Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры
Прочные знания, умения, навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, как важно серьезные занятия сделать для детей занимательными. Активизация познавательной деятельности учащихся одна из основных задач учителей начальных классов в обуче ...
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов; понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем слоненка, идем в гости, варим суп и т.д.). В таких играх ребенок выражает свои эмоции и чувства, что в определенной мере позволяет ему в реальной жизни ...
Оценка степени сформированности мотивации к изучению химии у учащихся
предпрофильных классов
Любую деятельность, включая учебно-познавательную, можно стимулировать, основываясь на потребностях человека. Нами было проведено исследование уровня сформированности мотивации к изучению химии, заключающееся в анкетировании учащихся (см. Приложение 2). Разработанная анкета состоит из двух блоков « ...