У дискантов-мальчиков грудной регистр выявляется значительно слабее и тоже зависит от возраста.
В младшем хоре основная задача – это выявление головного регистра. У детей в 7-10 лет головной регистр естественен. Эти дети поют фальцетом. Дети могут петь в этот период высокие звуки: до, ре, ми, фа второй октавы. А нижний регистр таит в себе опасность «посадить голос». Поэтому в младшем школьном возрасте рекомендуется распевание с нот соль-ля первой октавы и все упражнения проводить в небольшом диапазоне. Упражнения как правило небольшие, контигенные на звуки (ле, лю, ли, лё).
Употребление гласных я, е, ю, ё способствует головному звучанию. Значительно звонче сделает звук гласная и, но ею нужно пользоваться осторожно, чтобы не появился в хоре резкий открытый тембр.
Четкая артикуляция – это один из немногих приемов активизации дыхания. Полезно пропевать скороговорки, освобождению челюсти способствуют упражнения на слоги бай, дай и другие.
В боле старшем возрасте от 10 до 14 – вся вокальная работа предусматривает развитие как микстового, так и грудного регистров. Для светлого головного звучания применяют упражнения на слоги ли, ле, лю и другие. Для развития грудного звучания выполняют упражнения с более низких нот и имеют характер восходящего звучания.
Часто вокальными упражнениями становятся отрывки из будущего репертуара.
Кроме одноголосных упражнений используются двух и многоголосные упражнения. В практике употребляются упражнения, хорошо «впетые», удобные и знакомые.
Репетиции можно проводить частично сидя, частично стоя. Важное значение отводится и акустическим условиям.
Самым наглядным показателем работы хора является концерт. Программа хора должна быть разнообразной, доступной. Должна нести в себе учебно-воспитательные, исполнительские задачи и одновременно быть высоко художественной, не теряя детской активности.
Произведения должны быть доступными, т.е. по диапазону и вокальным возможностям. Здесь необходимо думать об охране детского голоса. Правильный выбор репертуара, в сочетании с распеванием, с хоровым сольфеджио может по настоящему помочь развитию детского голоса. В то же время ошибки в подборе репертуара приводят к пагубным последствиям.
Еще один аспект доступности исполнительская и техническая.
Выбирая произведения для разучивания, руководитель хора должен думать и об их художественной ценности.
Художественный вкус руководителя подчас подсказывает ему правильный выбор произведения. Включая в репертуар классику и народную музыку – обязательное условие для творческого роста хора.
Это ряд произведений у Ц. Кюи, М. Анцева, М. Ипполитова-Иванова. Можно включать целый ряд женских хоров acappella.
Это «Ночевала тучка золотая» Р-Корсакова, хор «Улетай на крыльях ветра» А. Бородина, «Рассвет» Чайковского, «Речка» - р.н.песня, «Попутная» М. Глинки и другие. Песни, романсы М. Глинки «Ты соловушка умолкни», «Венецианская ночь», «Грезы» Р. Шумана.
Особое место в репертуаре хора должна занимать полифония, имитация. Хорошо обратить внимание на канон. «Непогода» Е. Шарковского, М. Анцев «Кукушка» и другие.
Новости образования:
Память как психический процесс, различные подходы к
изучению, характеристика, виды и ее развитие
Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. ...
Структура педагогической деятельности
В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деят ...
Особенности организации внеклассной воспитательной работы по иностранному
языку со старшеклассниками
Начальный этап организации внеклассной работы по иностранным языкам (5-6 классы), в основном, совпадает с младшим подростковым возрастом. Учащиеся этих классов имеют много общего с младшими школьниками, однако в пятом классе изменяются условия их жизни и учебной деятельности. Что предъявляет более ...