Вокальное воспитание в школе – важнейшая часть всей хоровой работы в коллективе.
Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг.
Пение – яркая образная форма углубленного представления об окружающей действительности.
Исполнение песен вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная информация другим путем.
Основным условием правильной постановки вокального воспитания – подготовленность руководителя для занятий пения со школьниками.
Идеальным вариантом является тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом. Тогда вся его работа строится на показах, проводимых самим педагогом.
Но и другие формы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях хормейстер использует показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы. В каждом хоре есть ребята с красивыми тембрами, правильно поющие от природы, с правильным звукообразованием.
Систематически применяя наряду с коллективной вокально-хоровой работой индивидуальный подход к хористам, педагог постоянно следит за развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы, она приносит самые разные результаты.
Важнейший принцип во всей хоровой работе (вокальное воспитание в хоре) – индивидуальный опрос, наблюдение за развитием каждого из них. В любой момент каждый ребенок должен быть готов спеть тот или иной отрывок из разучиваемой песни, поэтому дети внимательно следят за показом педагога и товарищей. Пению, как любому искусству, надо терпеливо учиться.
Продолжая традиции отечественной вокальной педагогики и практики, многие хормейстеры достигают ощутимых результатов в вокальном воспитании.
Большинство специалистов различными путями приходят к одной простой истине: детский голос находится в постоянном развитии, изменении, в зависимости от роста организма ребенка.
Поэтому вокальная работа в хоре имеет свою специфику, в отличие от взрослого хора. Многолетний опыт показывает, что пение в детском возрасте очень полезно. Оно способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов.
Детскому организму вообще противопоказано громкое пение, даже в среднем и старшем возрасте, когда голосовая мышца еще не сформирована.
Учащиеся 6-7 лет. К началу обучения в общеобразовательной школе у ребенка в 6-7 летнем возрасте гортань расположена выше, чем у взрослых. Грудное резонирование практически отсутствует. Поэтому певческий звук характеризуется особой легкостью, нежностью, небольшой силой, высоким резонированием. Голосовая мышца находится, как правило, еще в зачаточном состоянии и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются в основном краями. Связки смыкаются неполно, между ними остается небольшая щель во всю их длину.
У необученных младших школьников чаще всего отсутствует дифференциация между работой мышц дыхания и голосообразования. Поэтому можно наблюдать, как при пении учащиеся делают вдох, поднимая плечи. От этой привычки их следует постепенно отучать. В процессе возрастного развития дыхание делается более глубоким и равномерным. Этому же способствует рациональное и физиологически оправданное певческое воспитание. Недаром в среде хормейстеров, работающих с детьми, все чаще употребляется понятие «приобщение к хоровой культуре», что верно отражает существо учебно-воспитательной задачи, стоящей перед руководителем детского хора.
Новости образования:
Комментированное обучение: его резервы и достоинства
Сотни лет базируется на опросе домашнего задания, оценке ЗУН, объяснении нового материала, повторении и закреплении изученного на уроке. Современное гуманистическое обучение выступает против молчаливого присутствия учащихся на уроке, мучительного страха учащихся перед ответом у доски. Поэтому при п ...
Взгляды педагога на мир
Как известно, философские знания являются основой мировоззренческих взглядов, поэтому именно они определяют те принципы и положения, которые В.А. Сухомлинский изложил в своей воспитательной теории. Педагог размышлял над поистине важными философскими проблемами, каждый раз заново переосмысливая и по ...
Тестирование как форма контроля
знаний по математике
Самостоятельная работа является важным средством организации учебно-познавательной деятельности учащихся, совершенствования, закрепления и практического применения знаний. Система онлайн - тестирования, как одна из форм проведения самостоятельной работы, способствует формированию устойчивых и осозн ...