Средства и формы музейной деятельности: эффективностьвоздействия на личность

Страница 4

Проблема экскурсии как необходимого элемента завершения теоретического образования предлагалась Екатериной II в качестве программы для воспитания цесаревичей, как будущих руководителей империи (государства). Предложение русской императрицы связано было с грамотным прочтением идей французского Просвещения. Ж. Ж. Руссо рекомендовал широкое использование экскурсии как метода воспитания творческой наблюдательности, пытливости, активности ребенка путем самостоятельного исследования окружающего мира (экскурсии в природу). Практическое применение этот тезис нашел в образовательной программе цесаревича Александра Романова (император Александр II – путешествие по России), цесаревича Николая Романова (император Николай – кругосветное путешествие). Экскурсия как необходимый элемент хорошего, полного образования рассматривалась выдающимся русским педагогом П. Ф. Каптеревым,[31] продолжившим концепцию «музейной соборности», предложенной в конце XIX в. русским мыслителем Н. Ф. Федоровым, в отношении путешествия по отечеству, кругосветного путешествия как завершающей точкой получения образования, которое может быть заменено посещением музея. В XIX – XX вв. экскурсии широко применяются западными школами как метод преподавания, равноценный занятиям в классе или лаборатории. Во второй половине XIX в. и в России (гимназии, ремесленные училища) активно используют этот метод. Экскурсия достаточно прочно стала входить в школьные курсы: экскурсии ознакомительные профессионально-производственные (для ремесленных школ), тематические экскурсии (соответствующие школьным учебным курсам), комплексные экскурсии в природу, в культуру и т.п. На базе материалов, собранных школьниками-экскурсантами под руководством педагогов-экскурсоводов, составляли коллекции школьных учебных музеев. Экскурсии как практическое закрепление вербального материала школьной программа вводились как обязательный элемент, завершающий учебный год. Школьники отпускались на каникулы только после экскурсии-экспедиции, похода краеведческой тематики. Для решения экономических проблем (финансирования обязательных учебных экскурсий) вводился льготный проезд для учеников в летний период времени.[12] Проблема экскурсии как обязательной формы школьной системы становилась центральным объектом педагогического изучения в начале XX в. Проблемы школьных экскурсий обсуждались на методических совещаниях учителей 1906, 1907, 1908 гг. Этой проблемой занимались Б. Е. Райков, А. Я. Закс[14], Н. П. Анциферов, Д. Н. Ангерт, Н. А. Кузнецов, М. М. Рубинштейн, А. Г. Ярошевский, К. В. Ползикова-Рубец, и. М. Гревс [61], Н. А. Гейнике[17]. Речь действительно шла о цельном изучении экскурсионной формы образования, с точки зрения школьного образования и просвещения общества. Экскурсия, в целом понималась как часть культурологической, просветительной работы общества, имеющая непосредственное отношение к школьной системе обучения как одна из форм обучения за пределами школьной аудитории. С этой точки зрения экскурсия воспринималась двумерно:

· обязательная форма учебной деятельности, включаемая в образовательные программы

· эксклюзивное (незаурядное) явление, которое редко (при всей его обязательности) используется в школьной системе, чтобы не ввести элемент привыкания, догматизма в процесс экскурсионности.

К сожалению, теоретическое осмысление экскурсии как метода и экскурсии как формы образовательной деятельности в школьной системе фактически закончилось с созданием в конце 1920-н. 1930-х гг. туристско–экскурсионных обществ. Экскурсия стала ассоциироваться с туристической деятельностью и надолго исчезла из сферы интересов педагогов. В середине 1950-60-х гг. экскурсии, применительно к школьной системе стали подразделяться на: учебно-программные и внешкольные (способствующие расширению кругозора, но необязательные). Экскурсии придавалось не самостоятельное, а вспомогательное, второстепенное значение. Экскурсия стала восприниматься только как форма, экскурсионный метод обучения выводится из общеобразовательной деятельности и прочно определяется в музейном пространстве как вид музейной коммуникации, предметом которого являются ценности, понимание которых приходит только при непосредственной помощи экскурсовода,. т.е., между объектом и субъектом появляется посредник в лице экскурсовода, вместо схемы «объект (музейный предмет) – субъект (ученик)» появляется схема «объект – субъект (экскурсовод + учитель) – субъект (ученик)». Из экскурсии исчезает любопытство перед открытием, радость открытия, интерес исследователя, коллективность поиска, те составляющие, которые необходимы при грамотной социализации личности. Экскурсионный метод к концу XX в., по определению музееведения, как базовой науки изучающей проблемы экскурсионной работы, в музейной деятельности включает в себя:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новости образования:

Три группы здоровья
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную. Подготовите ...

Классификация общего недоразвития речи
Существует не менее двух подходов к классификации общего недоразвития речи. Первый подход – психолого-педагогический, предложенный Р. Е. Левиной (1968). Р.Е. Левина[25] вместе с сотрудниками разработала периодизацию проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения ...

Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
Процесс полового созревания сопряжен с глубокими морфофункциональными перестройками в организме, протекающими постепенно и поэтапно. Выделяют пять стадий полового созревания: три из них приходятся на подростковый возраст, четвертая и пятая относятся к периоду ранней юности. Каждая из этих стадий ха ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru