Средства и формы музейной деятельности: эффективностьвоздействия на личность

Страница 4

Проблема экскурсии как необходимого элемента завершения теоретического образования предлагалась Екатериной II в качестве программы для воспитания цесаревичей, как будущих руководителей империи (государства). Предложение русской императрицы связано было с грамотным прочтением идей французского Просвещения. Ж. Ж. Руссо рекомендовал широкое использование экскурсии как метода воспитания творческой наблюдательности, пытливости, активности ребенка путем самостоятельного исследования окружающего мира (экскурсии в природу). Практическое применение этот тезис нашел в образовательной программе цесаревича Александра Романова (император Александр II – путешествие по России), цесаревича Николая Романова (император Николай – кругосветное путешествие). Экскурсия как необходимый элемент хорошего, полного образования рассматривалась выдающимся русским педагогом П. Ф. Каптеревым,[31] продолжившим концепцию «музейной соборности», предложенной в конце XIX в. русским мыслителем Н. Ф. Федоровым, в отношении путешествия по отечеству, кругосветного путешествия как завершающей точкой получения образования, которое может быть заменено посещением музея. В XIX – XX вв. экскурсии широко применяются западными школами как метод преподавания, равноценный занятиям в классе или лаборатории. Во второй половине XIX в. и в России (гимназии, ремесленные училища) активно используют этот метод. Экскурсия достаточно прочно стала входить в школьные курсы: экскурсии ознакомительные профессионально-производственные (для ремесленных школ), тематические экскурсии (соответствующие школьным учебным курсам), комплексные экскурсии в природу, в культуру и т.п. На базе материалов, собранных школьниками-экскурсантами под руководством педагогов-экскурсоводов, составляли коллекции школьных учебных музеев. Экскурсии как практическое закрепление вербального материала школьной программа вводились как обязательный элемент, завершающий учебный год. Школьники отпускались на каникулы только после экскурсии-экспедиции, похода краеведческой тематики. Для решения экономических проблем (финансирования обязательных учебных экскурсий) вводился льготный проезд для учеников в летний период времени.[12] Проблема экскурсии как обязательной формы школьной системы становилась центральным объектом педагогического изучения в начале XX в. Проблемы школьных экскурсий обсуждались на методических совещаниях учителей 1906, 1907, 1908 гг. Этой проблемой занимались Б. Е. Райков, А. Я. Закс[14], Н. П. Анциферов, Д. Н. Ангерт, Н. А. Кузнецов, М. М. Рубинштейн, А. Г. Ярошевский, К. В. Ползикова-Рубец, и. М. Гревс [61], Н. А. Гейнике[17]. Речь действительно шла о цельном изучении экскурсионной формы образования, с точки зрения школьного образования и просвещения общества. Экскурсия, в целом понималась как часть культурологической, просветительной работы общества, имеющая непосредственное отношение к школьной системе обучения как одна из форм обучения за пределами школьной аудитории. С этой точки зрения экскурсия воспринималась двумерно:

· обязательная форма учебной деятельности, включаемая в образовательные программы

· эксклюзивное (незаурядное) явление, которое редко (при всей его обязательности) используется в школьной системе, чтобы не ввести элемент привыкания, догматизма в процесс экскурсионности.

К сожалению, теоретическое осмысление экскурсии как метода и экскурсии как формы образовательной деятельности в школьной системе фактически закончилось с созданием в конце 1920-н. 1930-х гг. туристско–экскурсионных обществ. Экскурсия стала ассоциироваться с туристической деятельностью и надолго исчезла из сферы интересов педагогов. В середине 1950-60-х гг. экскурсии, применительно к школьной системе стали подразделяться на: учебно-программные и внешкольные (способствующие расширению кругозора, но необязательные). Экскурсии придавалось не самостоятельное, а вспомогательное, второстепенное значение. Экскурсия стала восприниматься только как форма, экскурсионный метод обучения выводится из общеобразовательной деятельности и прочно определяется в музейном пространстве как вид музейной коммуникации, предметом которого являются ценности, понимание которых приходит только при непосредственной помощи экскурсовода,. т.е., между объектом и субъектом появляется посредник в лице экскурсовода, вместо схемы «объект (музейный предмет) – субъект (ученик)» появляется схема «объект – субъект (экскурсовод + учитель) – субъект (ученик)». Из экскурсии исчезает любопытство перед открытием, радость открытия, интерес исследователя, коллективность поиска, те составляющие, которые необходимы при грамотной социализации личности. Экскурсионный метод к концу XX в., по определению музееведения, как базовой науки изучающей проблемы экскурсионной работы, в музейной деятельности включает в себя:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новости образования:

Менеджмент качеством школьного историко-краведческого образования в МОУ «Большеутинская средняя общеобразовательная школа»
Всем понятно, что образование высокого качества может быть достигнуто только в стабильных условиях функционирования или развития школы. Если управление организовано полноценно, грамотно, то оно должно своевременно реагировать на возникшие изменения (вносить коррективы в планы, в уже осуществляемую ...

Различые взгляды ученых на проблему заикания
В свое время Гиппократ отмечал, что заикание это болезнь, связанная с накоплением влажности в головном мозге. У Аристотеля был иной подход к проблеме заикания. С его точки зрения, заикание связано с неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата. Гален, Цельс и Авиценна предполагали, чт ...

Технология изготовления
Порядок выполнения работ Содержание работ Необходимое оборудование Необходимые инструменты Изготовление заготовки для ножки. Необходимо взять дубовый брус, диаметром примерно 155 мм. Далее нужно остругать брус, выдерживая необходимые размеры и углы. Электрорубанок, электрофуганок, циркулярная пила. ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru