Средства и формы музейной деятельности: эффективностьвоздействия на личность

Страница 6

образовательно-воспитательных целях.

Изучение истории музейного дела и обобщение передового опыта советских музеев позволяют сформулировать основные, исторически сложившиеся социальные функции музея:

— функция документирования (доказательства, подтверждения). Ее осуществлению служат памятники природы, истории и культуры, объективных процессов и явлений в природе и общественной жизни;

— функция образования и воспитания. Она обусловлена познавательно-культурным значением музейных памятников и включает в себя познавательный, пропагандистский, нравственно-воспитательный, эстетико-воспитательный аспекты.

Социальные функции музея находятся в постоянном развитии.

История музейного дела показывает, что содержание социальных задач, решаемых музеями, меняется в зависимости от общественных запросов и конкретной исторической ситуации.

Социальные функции музея взаимосвязаны и обуславливают его своеобразие.

Выполняя функцию документирования, музей создает фонд музейных предметов — источников, необходимых для исследования в разных областях знаний, и поэтому является научно-исследовательским учреждением.

Чтобы удовлетворять познавательно-культурные запросы общества, музей использует свои собрания для распространения и популяризации знаний. На этой основе он выполняет воспитательно-пропагандистские задачи и тем самым выступает в качестве научно-просветительного учреждения.

Специфику музейной деятельности определяют, таким образом, собрания памятников природы, истории и культуры.

Памятники, включенные в музейное собрание, принято называть музейными предметами. Музейный предмет является документальным свидетельством (первоисточником) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни. Значение музейного предмета определяется социальной значимостью информации, носителем которой он является, — его научной, историко-культурной, художественной и эстетической ценностью.

Предметы, которые обладают указанными признаками, но не принадлежат музею, т. е. находятся в среде бытования (памятники материальной и духовной культуры) или в природной естественной среде (объекты природы), принято называть предметами музейного значения.

К музейным предметам, так же как и к предметам музейного значения, относятся вещевые, изобразительные, письменные источники. С развитием аудиовизуальных технических средств все большее место в собраниях музеев занимают кино - и фотоисточники.

Музейные предметы в силу своей подлинности, достоверности и внешней выразительности обладают особой убедительностью, доказательностью, оказывают эмоциональное воздействие.

Присущие музейным предметам свойства определяют специфику музейной информации. Это совокупность знаний о конкретных процессах, явлениях, событиях, фактах, происходящих в природе или общественной жизни, документированных посредством музейных предметов и передающихся через музейные предметы, организованные в определенную научную систему в фондах и экспозициях музея.

Музейная информация передается также через музейные издания: каталоги, путеводители, буклеты, научно-популярную литературу, научные труды, основанные на изучении музейных предметов

Предметность, убедительность и эмоциональность музейной информации создают важнейшую предпосылку для выполнения музеем образовательно-воспитательной функции, его научно-просветительной деятельности. Важная роль принадлежит музеям в эстетическом воспитании, в освоении культурного наследия молодым поколением.

Эти возможности музеев широко используются школой. Охарактеризуем основные направления музейной деятельности, которые соответствуют социальным функциям музея.

Комплектование музейных фондов — выявление, отбор и приобретение предметов музейного значения. Оно осуществляется по определенной программе (или плану), большей частью путем экспедиций — естественнонаучных, историко-бытовых, этнографических, археологических и др., командировок, закупок у населения. Предметы музейного значения часто передаются в дар музею учреждениями и организациями, частными лицами.

Фондовая работа — учет, изучение, хранение идейных собраний. Она направлена на научную подготовку музейных предметов для современного научного и образовательно-воспитательного использования и сохранение их для будущих поколений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новости образования:

Демонстрации некоторых химических опытов в рамках школьного курса химии основного общего образования
Учитывая, что демонстрационный эксперимент по химии является эффективным средством формирования интереса к предмету у школьников, в рамках учебной дисциплины «Химия» в курсе основного общего образования (8 – 9-е классы), исследуемой группе учеников был проведён ряд химических демонстраций. Как в 8- ...

Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития
Гармоничность физического и умственного развития детей, их нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству связана с совершенствованием многих качеств и свойств личности. В дошкольном возрасте, когда полученные музыкальные впечатления остаются в памяти на всю жизнь, особенно боль ...

Деятельность социального педагога по созданию ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи
Общей целью создания ситуации успеха является оказание помощи ребенку из неблагополучной семьи в решении проблем; сформированная готовность у него к социально-одобряемой деятельности. Основными принципами структуры создания ситуации успеха является следующее: принцип ориентации на личность воспитан ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru