Средства и формы музейной деятельности: эффективностьвоздействия на личность

Страница 7

Экспозиционная работа — построение музейных экспозиций и выставок для передачи специфической музейной информации. Ее задача — вводить в образовательно-воспитательный оборот фонд музейных предметов.

Научно-просветительная работа осуществляется на основе музейных экспозиций в формах экскурсий, лекций, консультаций, тематических мероприятий и т. д.

Итак, музей — это научно-исследовательское и научно-просветительное учреждение, выполняющее на основе музейных предметов функции документирования, образования и воспитания. Социальные функции музея осуществляются в процессе комплектования, учета, хранения, изучения, экспонирования и пропаганды музейных собраний.

Содержание социальных функций и деятельности музея обусловлено конкретными общественно-историческими условиями.

Музей часто сравнивают со школой, поскольку общеизвестна его ориентация на педагогические функции. Правда, школа эта необычная, так как пришедший сюда не только получает знания, но и учится быть личностью. И закончить её невозможно, ведь и ребёнок, и взрослый, посещая музейные залы, открывают для себя нечто новое, неизвестное из того, что создано творческим гением человечества. Постигать эти сокровища можно всю жизнь.

На отечественных исследователей и практиков образования музейными средствами имели влияние воззрения известного философа Н. Ф. Фёдорова, считавшего музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности. В своей работе «Музей — его смысл и назначение» Фёдоров называл музеи «высшим учреждением единства». Учёный видел в них институт социальной памяти и способ воплощения прошедшего в настоящем. Храня память «об отцах», их вещах и деяниях, возвращая к жизни «останки отжившего», музей образовывает душу. Не случайно, по мнению Фёдорова, музей, воплощая в себе собор, хранилище, школу, должен быть всем своим содержанием открыт для всех граждан, независимо от уровня образования и социального положения. В образовательном значении музея — «высшей инстанции общества» — философ выделял три основные функции: исследование, учительство и деятельность, совокупная реализация которых будет способствовать формированию духовности и творческих начал.

Дополняя Фёдорова, хранитель Румянцевского музея в Москве Н. И. Романов рекомендовал включать в осмотр небольшое количество произведений, что способствует решению следующих методических задач:

- Посредством беседы «сократического» характера побудить переживание воспринимаемого произведения.

- На основе переживаний зрителя выяснить особенности художественной формы произведения и его стиль.

- Закрепить в сознании зрителей результаты экскурсии путём самостоятельной работы (рефераты и т.п.).

Реформа музеев в 1918 году была напрямую связана с реформой образования, с концепцией новой трудовой школы. Ориентация новой школы на формирование гармонической, созидательной личности требовала разработки теории художественного воспитания с опорой на соответствующую методику экскурсионной работы в музеях. Крупнейшим специалистом в этой области был теоретик и историк искусства, критик и выдающийся педагог того времени А. В. Бакушинский. Рассматривая образовательную деятельность музея как педагогический процесс, А. В. Бакушинский исходил из строгого соблюдения возрастной специфики зрителя, в котором видел не «объект воздействия», а, прежде, всего партнёра. Он уделял большое внимание роли преподавателя, ставя перед ним три обязательных условия:

- Уметь самому пережить произведение искусства.

- Знать историко-искусствоведческий контекст произведения.

- Иметь психологический подход к группе.

Он считал необходимым создать систему в области отечественного художественного воспитания, цель которого — формирование свободной творческой личности, способной к преобразовательской деятельности. Им были определены и условия достижения этой цели:

- опора на потребности ребёнка, исходя из специфики его возрастного развития;

- сотрудничество с учителем;

- главное в постижении произведения искусства проживание художественного образа.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Новости образования:

Речевые упражнения в развитии диалогической речи учащихся среднего звена на уроках английского языка среднеобразовательной школы
Опыт школы показывает, что только путем заучивания речевых образцов и готовых диалогов нельзя овладеть диалогической речью именно потому, что она ситуативна. Поэтому необходимо учить учащихся переносу усвоенного материала и его употреблению в другой ситуации. Это можно сделать при помощи речевых уп ...

Формирование толерантного отношения
Основной формой отражения человеком окружающей его действительности является отношение. В своей работе мы рассматриваем толерантность как особое отношение. Психически отношения представляют собой систему индивидуальных, избирательных, осознанных или неосознанных связей индивида с различными фактора ...

Характеристика задач на построение
В преподавании математики большое значение при­обретают вопросы, связанные с обучением учащихся геометрическим построениям (выполнение наиболее рас­пространенных геометрических построений и обучение решению задач на построение). Решая задачи на построение, учащиеся приобретают первые теоретические ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru