Средства и формы музейной деятельности: эффективностьвоздействия на личность

Страница 8

Когда в 1998 году зарегистрировали объединение музейных педагогов России, специалисты регистрационной палаты недоумевали «что такое музеи, мы знаем » - кто такие педагоги тоже знаем. А вот кто такие музейные педагоги, непонятно.

Жизнь показывает, что о музейной педагогике мало знают не только в регистрационных палатах, но и в школах, училищах, вузах.

Само по себе посещение музея мало, что дает. Нужно, чтобы увиденное стало личным переживанием, достоянием души. Только тогда посещение любых учреждений культуры будет иметь воспитательный эффект.

Музейная педагогика тесно соприкасаются с искусствознанием, естествознанием, лингвистикой и другими дисциплинами. С другой стороны музейная педагогика стоит и на поле культуры.

Итак, музейная педагогика и отрасль науки, и в то же время часть культуры.

Работа со школьниками, получившая в настоящее время значительное развитие, показала насколько важно включать детей в процесс «музейного» воспитания. Самого раннего возраста можно заложить интерес к музеям, в которых человек находит в каждом возрасте для себя новое и интересное.

При этом велика роль музеев в усвоении школьниками богатого исторического опыта, изучаемого ими на уроках истории, обществоведения, литературы и др. Понять общественные процессы в развитии страны помогает местный, школьный музей на своем конкретном краеведческом материале. Работа со школьниками ориентирована на углубление знаний полученных в процессе изучения того или иного курса обучения с проекцией на особенности социального, исторического, культурного развития края. Это дает возможность сделать абстрактное значение предмета личностно значимым для каждого учащегося, подчеркнуть его связь с землей, на которой он живет и учится, со страной, в которой он родился.

Экскурсии в музеях преследуют цель объяснить отдельные сокровища, представленные в экспозиционных залах. Под экскурсионной работой понимается «раскрытие» выставленного материала в соответствии той или иной темой экскурсии.

Разработанные методы проведения экскурсий, ориентированные на ребенка определенного возраста, послужили основой широкого развития экскурсионной работы со школьниками во все последующие годы.

Сейчас опытные экскурсоводы, так интересно раскрывают наши культурные сокровища, что поход в музей становится радостным событием. Виртуозно работают со школьниками, видят в каждом из них личность, к которой обращены их рассказ, беседа. Знание особенности возрастной психологии детей, они умело используют традиционные приемы, творчески применяют их на своей практике. Эти экскурсоводы знают, что языку истории необходимо учить на экскурсии, что дети плохо с ним знакомы и, если скажем не заострять внимание, например, на слове «крестьяне», то в дальнейшем ребятам будет не понятно значение этого слова.

Если взглянуть на сегодняшнюю музейную документацию, мы видим громадные цифры, свидетельствующие о масштабной экскурсионной работе.

Раньше музеи, как правило, проводили экскурсионную работу со школьниками, начиная с 4 класса. Теперь же ряд музеев, и, прежде всего художественных, а также исторических, этнографических, литературных, включает в планы научно-просветительной деятельности занятия с дошкольниками и школьниками младших классов. Большими возможностями для работы с детьми обладают краеведческие музеи, составляющие основу музейной сети. Детей знакомят здесь главным образом с сегодняшним днем края, в котором они живут. Для них проводят, например, экскурсии «Папа, мама и я» (Николаевский-на-Амуре городской краеведческий музей), «Что дает Ростовская область Родине» (Ростовский областной краеведческий музей).

В Иванове в Музее первого Совета рабочих депутатов занятие с первоклассниками «Ты стал школьником родины первого Совета» ведется в течение одного часа. Научный сотрудник начинает его с приветствия маленьким экскурсантам, впервые пришедшим в музей, и спрашивает: «Всегда ли дети ходили в школу?» В этом вопросе и обозначена тема экскурсии. На встречу приглашается ветеран партии, который рассказывает о своем детстве. После рассказа живого свидетеля прошлого восприятие у детей особенно обострено. Им показывают предметы из фондового собрания — игрушки, которыми играли дети иваново-вознесенских рабочих. Ребята сравнивают их с современными. Затем научный сотрудник показывает фотографии детей фабрикантов и детей ткачей. Несколько детей из группы, по указанию научного сотрудника, кладут игрушки к нужной фотографии.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Новости образования:

Особенности формирования духовно-творческого потенциала личности дошкольника
Некоторые обычаи, принятые в результате социальной практики в определенной группе или обществе в целом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные интересы во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку. Если неправильно использовать вилку и нож ...

Результаты проведенной диагностики
В исследуемой группе у нас получились результаты уровня готовности дошкольников к формированию духовно-творческого потенциала личности, представленные в таблице 1. Таблица 1. Уровень готовности к формированию духовно-творческого потенциала личности дошкольников исследуемой группы № п/п Инициалы реб ...

Государственная идеология реформирования национальной образовательной системы
Становление национальной государственной образовательной системы в России имеет глубокие исторические корни, восходит к социально-экономическим преобразованиям в Российском государстве конца XVII - начала XVIII в.в. – эпохи правления Петра I. В целом, до начала XIX века, становление государственной ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru