Средства и формы музейной деятельности: эффективностьвоздействия на личность

Страница 5

· непосредственное (вербальное) общение экскурсовода с экскурсионной группой

· зрительное восприятие, живое созерцание музейного объекта

· моторность (передвижение по определенному маршруту) восприятия

· логическая последовательность показа

· коллективность осмотра.

Попробуем сравнить методику традиционного урока в классе:

· вербальное общение учителя и ученика

· зрительное восприятии (наглядность через иллюстрацию)

· моторность (выход в доске, передвижение учителя по классу)

· логика урока

· коллективность урока.

При таком раскладе вполне объяснима позиция учителей, не стремящихся к сменить классное помещение на музейное – собственно, главный источник информации (музейный предмет) «закрывается» от коммуникации введением дополнительных субъектов. Проблема «невостребованности» ценности музейных подлинников в процессе социализации личности ребенка стала осознаваться музееведами, заметившими спад активности посещения музеев. Снижение интереса к использованию экскурсии как метода учебной деятельности стала осознаваться и учителями, которые все реже стали обращаться за поиском «истинности» знания в музейные залы. Вечные вопросы: «кто виноват» и «что делать» стал решаться в первую очередь музееведами, которые первоначально попытались найти причину. Этот процесс привел к разделению оценки сути музейной экспозиции, музейного пространства с точки зрения коммуникации:

· музейная экспозиция должна выполнять педагогические (образовательные) функции, непосредственным образом стоящие перед школой (музейная педагогика)

· музейная экспозиция должна выполнять культурологический заказ общества, музейный предмет становится центром коммуникации, личность (ребенок) должен не только учиться в музее, личность должна становиться личностью через включение в единый культурологический процесс. Основа этой коммуникации – учение о музейном феномене.

Разница в подходах приводит и к разделению понимания содержательной составляющей: в первом случае – экскурсия в музее дополнение или повторение (закрепление) блока учебных программ; во втором случае – экскурсия в музее становится удивительным открытием, позволяющим в экскурсию включать различные знаковые языки, помогающие грамотно решать познавательные задачи образовательно-воспитального процесса:

· семантика собственно музейного предмета

· эстетика языка музейного дизайна

· язык театрализации музейного пространства (музыкально-драматические представления, реконструкции различных ритуалов, ретро-игры и игры-задачи)

· язык манипуляций (интерактивность через зоны контакта с реконструкциями, репликами, видео-аудио-компьютерные воспроизводящие средства; мастерские умельцев, ролевые игры).

Включение вариативных приемов в экскурсионную форму расширяет экскурсионный метод как в музейном пространстве, так и позволяет использовать отдельные структурные элементы экскурсионного метода в систему школы. Если ранее (исторически сложившее восприятие экскурсии как метода) экскурсия воспринималась как применение иных (не традиционных для урочно-классной системы) вне рамок классов, то сегодня отдельные приемы экскурсионного метода могут использоваться непосредственно в классе: экскурсия-урок превращается в урок-экскурсию. В данном случае перемена мест слагаемых меняет сущность деятельности:

· экскурсия-урок: проведение привычного урока в непривычной обстановке

· урок-экскурсия: проведение непривычного урока в привычной обстановке.

Последний вариант расширяет возможности экскурсионного метода по частоте его применения. Не нарушая ритма школьной жизни, что достаточно сложно по разным причинам, учитель расширяет возможности урока:

· истинность факта устанавливается через подлинность музейного предмета (реплика – как точная копия, но которую можно исследовать при помощи тактильных средств)

· вербальные средства становятся только направляющими комментариями

· наглядность перестает быть копией, а становится художественным образом, повышающим и раскрывающим творческие потенции личности ученика

· формы внеклассной работы (кружковая деятельность) входит в канву урока, что ведет к формированию установки общественной пользы как учебного, так и исторического знания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Новости образования:

Опытно - экспериментальная работа по использованию игровых технологий на уроках в начальном звене школы
После изучения научной и методической литературы по нашей теме, мы проведем эксперимент и узнаем, способствует ли использование дидактических игр на уроках в начальном звене школы повышению интереса к учебе школьников. Опытно-экспериментальной базой исследования стала МОУ СОШ №7 города Костромы. Шк ...

Познавательные возможности учащихся
Под реальными учебными возможностями понимается совокупность психологических, физиологических и моральных потенций личности, а также опосредуемых его внешних условий, которые в единстве обеспечивают определенную успешность осуществления учебной деятельности. В ходе обучения надо следить за динамико ...

Анализ условий формирования знаний о здоровом образе жизни о обучающихся через использование метода проектов на уроках иностранного языка
После систематической работы по формированию знаний о здоровом образе жизни у обучающихся был проведен контрольный эксперимент. Мы провели повторное анкетирование «Здоровый образ жизни» как и в констатирующем эксперименте в 8 «А» классе. При анализе ответов школьников 8 «А» класса на вопросы анкеты ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru