Средства и формы музейной деятельности: эффективностьвоздействия на личность

Страница 10

Рассказы детям об экспонатах важно сочетать с беседами о предметном мире, о вещах, которые также могут иметь музейное значение. В результате понятие реликвии переносится в область повседневной жизни ребенка, что очень важно для формирования его музейной культуры.

Такую работу можно проводить как в самом музее, так и вне его. Последнее особенно важно тогда, когда в городе, поселке или селе нет музея. Например, в школе организуется утренник «У нас в гостях музей», на котором происходит заочное знакомство с ним. Стержнем такого мероприятия может стать разговор о музейном предмете — как и почему он становится экспонатом, чем определяется его ценность, как его хранят и изучают и т. д. В этом случае у детей формируется верный взгляд на музей как место не только экспонирования уникальных, мемориальных предметов, но и их хранилище.

Перспективной формой работы с дошкольниками и младшими школьниками могут быть циклы мероприятий для детских садов и начальной школы, включающие и экскурсии, и выездные мероприятия, и тематические занятия в музее.

Особое значение имеет вопрос о базе работы с детьми. Как правило, это экспозиция, которая вследствие своей универсальности служит основой для работы с самыми различными категориями музейных посетителей. Это выдвигает в методическом плане весьма сложную задачу отбора тех экспонатов, комплексов, разделов, которые могут быть использованы при работе с дошкольниками, учащимися младших классов. Данная задача тем более сложна потому, что в настоящее время ни экспозиционеры, ни художники в процессе создания экспозиции, как правило, не учитывают детскую аудиторию, размещают материал таким образом, что дети не всегда могут рассмотреть экспонаты, прочитать тексты.

Основой для работы с детьми могут служить и специальные экспозиции, и выставки, содержание и оформление которых соответствуют особенностям детского восприятия, — это своеобразные «музеи в музее»,

С детьми возможны также особые занятия, уроки игры с музейными источниками. Они могут организовываться и проводиться совместными усилиями музейных работников и педагогов, воспитателей детских садов, при этом не только в музее, как уже отмечалось, но и вне его — например, в детском саду.

Предметы музейного значения можно найти в каждом городе и в любом селе. Это не только старинные вещи, но и предметы времен гражданской и Великой Отечественной войн, коллективизации и индустриализации, О каждом предмете музейного значения, можно провести с детьми занятие, подготовив для этого сценарий.

Как мы видим, уже сегодня сотрудники музеев используют самые разнообразные формы работы с дошкольниками и младшими школьниками. Однако важно, чтобы знакомство с музеем или с музейными предметами стало лишь началом большой, систематической работы с учащимися

Общественное признание образовательно-просветительной роли музеев выразилось в создании получивших особое распространение в начале 20 в. педагогических музеев и музеев наглядных пособий, открытых при учебных округах, дирекциях народных училищ земствами и городскими самоуправлениями. Наряду с наглядными пособиями, образцами школьного оборудования и т. д. в них сосредоточивались коллекции, характеризующие местную природу, археологию, этнографию, историю, экономику. Эти коллекции применялись и в учебном процессе.

Таким образом, наряду с общественными потребностями научного и экономического характера важным фактором образования и развития музеев явилось их образовательно-просветительное значение.

Последние десятилетия усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образований. Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится: создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.

В школах и учреждениях дополнительного образования детей в РФ насчитывается около пяти тысяч музеев в том числе:

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Новости образования:

Цели обучения истории
Развиваясь, любое общество всегда ставило и ставит перед школой определенные социально-обусловленные цели, поскольку их реализация необходима для его функционирования. Обучение истории, как и любому другому предмету, предполагает, прежде всего, развитие внимания учеников. Без устойчивого внимания н ...

Методика использования лингвистической игры на уроках в начальной школе
Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен определить цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети усваивают в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели пре ...

Проблемы реализации Болонского процесса в России
Говоря об уровне реализации принципов Болонского процесса в России, нельзя не сказать, о том, чем обусловлено некоторое отставание нашей страны от Европы. Объем данной работы не позволяет подробно охарактеризовать все факторы, которые сдерживают развитие Болонского процесса, поэтому кратко останови ...

Главное на сайте

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru