Вслед за целью и деловыми отношениями учеников предметом внимания психологов при изучении детского коллектива становятся такие общие для всех коллективов социально-психологические явления, как лидерство, эмоционально-психологический климат, коллективное общественное мнение, личные взаимоотношения и социально-психологические условия, обеспечивающие эффективную совместную деятельность членов коллектива. Рассмотрим явления подробнее, начав с выяснения того, какое содержание вкладывается в понятие “отношения в коллективе” /18/.
Еще в 20-х гг. исследователи - педагоги и психологи - отмечали, что коллектив не есть простая совокупность индивидов, одновременно собравшихся в одном месте. Класс - коллектив, - размышлял в этой связи известный педагог и психолог П.П. Блонский, - не является простой суммой отдельных учеников. Поэтому характеристика класса не может быть подменена собранием индивидуальных характеристик детей”.
В чем же, если не в сумме психологических характеристик определенного числа учащихся, выявляется общность, называемая коллективом? С какой бы стороны мы ни подошли к поиску ответа на этот вопрос, неизменным останется одно: психологически коллектив в основном складывается из разного рода отношений людей к общему делу и друг к другу /19/.
учебное мультимедийное коллектив учащийся
Человеческие отношения в развитом коллективе образуют сложную, изменяющуюся, взаимосвязанную систему, в которой аналитически, то есть в исследовательских целях, можно выделить несколько видов отношений. Каждый из них не существует абсолютно независимо от остальных, их самостоятельность относительна, и точных границ между ними нет. Тем не менее они качественно различаются, и далее мы попытаемся показать, в чем состоит своеобразие каждого вида отношений.
Официальными обычно называют отношения, возникающие на должностной основе. Они устанавливаются законом, регулируются уставами, положениями, утвержденными правилами и т.п. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личного отношения человека к человеку. Для них не существует общепринятых законов и норм, твердо установленных требований и положений.
Отношения по вертикали - это межличностные связи, образующиеся между руководителями и подчиненными, лидерами и остальными членами коллектива, - в целом между людьми, занимающими во внутриколлективной официальной (или неофициальной) должностной иерархии разное положение. Отношения по горизонтали - это межличностные связи членов коллектива, занимающих одинаковое официальное или неофициальное положение.
Деловые межличностные отношения надо понимать как такие, которые возникают в связи с совместной работой людей или по ее поводу, а личные - как отношения, складывающиеся между ними независимо от выполняемой работы. В развитом коллективе формируется система деловых и личных взаимоотношений, которые хорошо дополняют друг друга и играют различную роль в удовлетворении потребностей и интересов членов коллектива /18/.
В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения - это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.
Новости образования:
Развитие логического мышления при обучении математике
Об актуальности проблемы развития логического мышления школьников можно говорить в различных аспектах. Во-первых, проблема развития логического мышления должна иметь свое отражение в школьном курсе математики в силу недостаточности подготовки учащихся в этой части, в силу большого числа логически ...
Коммуникативная, психологическая
и лингвистическая характеристика особенностей диалогической речи
Диалогическая речь – это процесс разговорного взаимодействия двух или более участников общения. Поэтому в пределах разговорного акта каждый из участников по очереди выступает как слушатель и как вещатель [10, с. 146]. Диалогизирование – это процесс речевого взаимодействия, предусматривающий обмен р ...
Разработка конспекта урока по биологии «Борьба организма с инфекцией.
Иммунитет»
План – конспект урока по биологии. Тема: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Цель урока: Приобщить детей к здоровому образу жизни. Задачи урока: – Познакомить детей с истинным значением слова иммунитет, из чего он состоит (складывается); обосновать необходимость прививок и лечебных сывороток. ...