Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 6

Вслед за целью и деловыми отношениями учеников предметом внимания психологов при изучении детского коллектива становятся такие общие для всех коллективов социально-психологические явления, как лидерство, эмоционально-психологический климат, коллективное общественное мнение, личные взаимоотношения и социально-психологические условия, обеспечивающие эффективную совместную деятельность членов коллектива. Рассмотрим явления подробнее, начав с выяснения того, какое содержание вкладывается в понятие “отношения в коллективе” /18/.

Еще в 20-х гг. исследователи - педагоги и психологи - отмечали, что коллектив не есть простая совокупность индивидов, одновременно собравшихся в одном месте. Класс - коллектив, - размышлял в этой связи известный педагог и психолог П.П. Блонский, - не является простой суммой отдельных учеников. Поэтому характеристика класса не может быть подменена собранием индивидуальных характеристик детей”.

В чем же, если не в сумме психологических характеристик определенного числа учащихся, выявляется общность, называемая коллективом? С какой бы стороны мы ни подошли к поиску ответа на этот вопрос, неизменным останется одно: психологически коллектив в основном складывается из разного рода отношений людей к общему делу и друг к другу /19/.

учебное мультимедийное коллектив учащийся

Человеческие отношения в развитом коллективе образуют сложную, изменяющуюся, взаимосвязанную систему, в которой аналитически, то есть в исследовательских целях, можно выделить несколько видов отношений. Каждый из них не существует абсолютно независимо от остальных, их самостоятельность относительна, и точных границ между ними нет. Тем не менее они качественно различаются, и далее мы попытаемся показать, в чем состоит своеобразие каждого вида отношений.

Официальными обычно называют отношения, возникающие на должностной основе. Они устанавливаются законом, регулируются уставами, положениями, утвержденными правилами и т.п. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личного отношения человека к человеку. Для них не существует общепринятых законов и норм, твердо установленных требований и положений.

Отношения по вертикали - это межличностные связи, образующиеся между руководителями и подчиненными, лидерами и остальными членами коллектива, - в целом между людьми, занимающими во внутриколлективной официальной (или неофициальной) должностной иерархии разное положение. Отношения по горизонтали - это межличностные связи членов коллектива, занимающих одинаковое официальное или неофициальное положение.

Деловые межличностные отношения надо понимать как такие, которые возникают в связи с совместной работой людей или по ее поводу, а личные - как отношения, складывающиеся между ними независимо от выполняемой работы. В развитом коллективе формируется система деловых и личных взаимоотношений, которые хорошо дополняют друг друга и играют различную роль в удовлетворении потребностей и интересов членов коллектива /18/.

В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения - это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новости образования:

Сущность и характеристика диалогических умений учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка
Сущность обучения диалогическим умениям на начальном этапе состоит в том, что в процессе такого обучения у учащихся развивается умение использовать диалогическую речь как средство общения. Основой и ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная ...

Основные технологии развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности
Второй этап – организация формирующего эксперимента. Задачи исследования: включить в учебный процесс дидактические игры; разработать систему игровых занятий направленную на развитие произвольной памяти в процессе преподавания уроков математики в младших классах школы VIII вида. Экспериментальная ги ...

Организация образовательной среды в дошкольном учреждении
Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, создающий фундамент для формирования новых психических образований, которые развиваются в процессе учебной деятельности. На данном этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии и поэтому он является н ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru