Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 2

Наиболее полно и успешно сумел применить этот принцип к практике воспитательной работы талантливейший советский педагог А.С. Макаренко. Он не только практически доказал, что этот принцип действительно является ведущим и чрезвычайно продуктивным принципом воспитания, но и оставил богатое теоретическое и литературное наследство, в котором обобщил свой огромный опыт и разработал методику создания и сплочения детского коллектива, воспитания личности в коллективе и подготовки ее к коллективному труду /10/. Рассмотрев некоторые педагогические выводы и размышления А.С. Макаренко, можно заметить, что цель воспитания - воспитания человека с гражданской нравственностью, человека общественника, коллективиста. Оно осуществляется в коллективной деятельности, в которой формируется личный опыт поведения каждого.

Коллектив - это социальный живой организм, в котором дети объединены общей целью, общим трудом и общей организацией труда. Коллектив имеет свои органы управления, свою структуру, полномочия ответственность. А члены коллектива находятся на достаточно высоком уровни межличностных отношений /11/. Кроме всего прочего в своих педагогических трудах Макаренко А.С. отметил особые трудности, с которыми сталкивается молодой учитель как классный руководитель при создании классного коллектива.

Формирование и развитие личности детерминировано условиями жизнедеятельности индивида. “В своем практическом выражении вопрос о детерминированности психических явлений, по мнению С.Л. Рубинштейна, - это вопрос об их управляемости, о возможности их направленного изменения в желательную для человека сторону. В этом основное значение, основной жизненный смысл вопроса о детерминации психических явлений. Конкретно постичь детерминированность, закономерную обусловленность психических явлений - психической деятельности и психических свойств человека - это значит найти путь для их формирования, воспитания” /2/.

Наукой установлено, что внешний факторы и условия детерминируют психическое развитие опосредованно, через активную деятельность.

Общественно полезная по содержанию и обеспечивающая активную роль и позицию каждому члену коллектива деятельность обуславливает формирование социально-нравственных качеств личности. Характер взаимоотношений в коллективе, нормы и ценности коллектива существенно влияют на установки и поведения школьника. “Формирующее в подлинном смысле слова воздействие коллектива на личность школьника совершается не тогда, когда ребёнок становится объектом специального обсуждения, прямого предъявления ему требований коллектива, а когда он. Являясь участником общего дела, выступает как субъект и реальных действий, и выработки требований, суждений и оценок” /12/.

Современные психологи Н. Версов, п. Хаккарайнен изучают предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших дошкольников, что позволяет раскрыть динамический характер связи между социальной ситуацией развития (Л.С. Выготский) и принципом ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев). Кроме того, давно назрела встреча психологической теории деятельности и психологической теории коллектива, вопрос лишь в организации сотрудничества между индивидуальным и коллективными субъектами, который рассматривается В.В. Давыдовым, а недавно и А.К. Дусовицким /4/.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Информационные технологии в формировании познавательной активности ученика
Деятельность, связанная с изучением программирования, информационных технологий, и в целом информатики, оказывает существенное влияние на развитие интеллекта школьника, особенно на его познавательные способности. Естественно, что при любом обучении, любому предмету, так или иначе, интеллект развива ...

Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, кото ...

Описание комплекса упражнений по формированию качеств, необходимых для творческих способностей
Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В их основе лежат процессы мышления и воображения. Основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru