Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 2

Наиболее полно и успешно сумел применить этот принцип к практике воспитательной работы талантливейший советский педагог А.С. Макаренко. Он не только практически доказал, что этот принцип действительно является ведущим и чрезвычайно продуктивным принципом воспитания, но и оставил богатое теоретическое и литературное наследство, в котором обобщил свой огромный опыт и разработал методику создания и сплочения детского коллектива, воспитания личности в коллективе и подготовки ее к коллективному труду /10/. Рассмотрев некоторые педагогические выводы и размышления А.С. Макаренко, можно заметить, что цель воспитания - воспитания человека с гражданской нравственностью, человека общественника, коллективиста. Оно осуществляется в коллективной деятельности, в которой формируется личный опыт поведения каждого.

Коллектив - это социальный живой организм, в котором дети объединены общей целью, общим трудом и общей организацией труда. Коллектив имеет свои органы управления, свою структуру, полномочия ответственность. А члены коллектива находятся на достаточно высоком уровни межличностных отношений /11/. Кроме всего прочего в своих педагогических трудах Макаренко А.С. отметил особые трудности, с которыми сталкивается молодой учитель как классный руководитель при создании классного коллектива.

Формирование и развитие личности детерминировано условиями жизнедеятельности индивида. “В своем практическом выражении вопрос о детерминированности психических явлений, по мнению С.Л. Рубинштейна, - это вопрос об их управляемости, о возможности их направленного изменения в желательную для человека сторону. В этом основное значение, основной жизненный смысл вопроса о детерминации психических явлений. Конкретно постичь детерминированность, закономерную обусловленность психических явлений - психической деятельности и психических свойств человека - это значит найти путь для их формирования, воспитания” /2/.

Наукой установлено, что внешний факторы и условия детерминируют психическое развитие опосредованно, через активную деятельность.

Общественно полезная по содержанию и обеспечивающая активную роль и позицию каждому члену коллектива деятельность обуславливает формирование социально-нравственных качеств личности. Характер взаимоотношений в коллективе, нормы и ценности коллектива существенно влияют на установки и поведения школьника. “Формирующее в подлинном смысле слова воздействие коллектива на личность школьника совершается не тогда, когда ребёнок становится объектом специального обсуждения, прямого предъявления ему требований коллектива, а когда он. Являясь участником общего дела, выступает как субъект и реальных действий, и выработки требований, суждений и оценок” /12/.

Современные психологи Н. Версов, п. Хаккарайнен изучают предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших дошкольников, что позволяет раскрыть динамический характер связи между социальной ситуацией развития (Л.С. Выготский) и принципом ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев). Кроме того, давно назрела встреча психологической теории деятельности и психологической теории коллектива, вопрос лишь в организации сотрудничества между индивидуальным и коллективными субъектами, который рассматривается В.В. Давыдовым, а недавно и А.К. Дусовицким /4/.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Теоретические основы формирующего эксперимента
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и результаты констатирующего эксперимента привели нас к убеждению, что наряду с формированием понимания речи, необходимо предусмотреть специальные упражнения, позволяющие повысить эффективность преодоления системного недоразвития р ...

Сущность культуры межнационального общения как качества личности
Обратимся к определению сущности: это категория, отражающая всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия [58]. Сущность - совокупность глубинных связей, отношений и ...

Система образования в разных странах
Все большая заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и морального прогресса. Когда-то великий немецкий гуманист Вильгельм фон Гумбольдт сказал: "Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к челов ...

Главное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru