Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 3

Современные концепции детского коллектива разрабатываются с учётом всех тех задач, которые стоят сегодня перед воспитательными коллективами. Так, Л.И. Новикова подчеркивает, что основные качества, характеризующие коллектив как субъект воспитания, развивается неравномерно, противоречиво, что эффективность развития коллектива зависит от того, насколько будет обеспечено педагогическое руководство его развитием. Для этого педагог должен знать основные признаки коллектива как объекта и субъекта воспитания, закономерности его развития, методику перевода с одного этапа на другой. Эти вопросы достаточно изучены и описаны в психолого-педагогической литературе /13,14/.

В последние время учёными рассматриваются различные способы организации деятельности коллектива, например, ритуал /5/. А развитие классного коллектива на практике изучается известными и доступными методам. Изучение - это не самоцель, а средство выбора более оптимального педагогического решения, воздействия, управления. “На основании своих знаний о коллективе воспитатель строит модель его будущего состояния и организует систему воздействий, приближающих коллектив к этой модели” /15/. В 1982 году Шиловой М.И. была разработана диагностическая программа изучения развития классных ученических коллективов, с учётом главных и существенных характеристик коллектива как субъекта и объекта воспитания, на основе теоретических положений ведущих исследователей коллектива (А.С. Макаренко, Т.Е. Конникова, А.Е. Лутошкин, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, А.И. Уманский др.) /6/.

Как выглядит ученический первичный коллектив с точки зрения психолога? Прежде чем ответить на этот вопрос, выясним, какое значение придают психологи слову “коллектив”, каковы психологические признаки социальной реальности, которая называется ученическим коллективом.

Слово “коллектив” давно и естественным образом вошло в наш обиход. Мы им пользуемся, говоря о коллективе предприятия, учреждения, школы. В нашей стране принят Закон о трудовых коллективах, где это слово является Ключевым и относится к самым разнообразным трудовым объединениям взрослых людей.

Может показаться, что в специальном, научном, психологическом определении термина “коллектив” нет нужды, так как всем ясно, о чем идет речь. Каждый из нас сам был или является членом различных коллективов: семьи, школы, других учебных заведений, учреждений, предприятий, заводов и фабрик. Мы употребляем слово “коллектив”, не задумываясь над его точным смыслом и отличием от близких к нему по значению слов “группа людей”, “объединение индивидов”, “социальная общность” и других.

В быту нам достаточно обиходного представления о коллективе. Но даже и простой, разговорный язык накладывает ограничения на употребление этого слова. Каждый учитель поправит восьмиклассника, если тот на уроке литературы скажет: “Коллектив не принял Чацкого”. Считается непозволительным услышать из уст образованного человека сочетание слов “уличный коллектив" или “коллектив правонарушителей”. Явным диссонансом с нашим пониманием прозвучит употребление слова “коллектив” для обозначения группы лиц, собравшихся вместе повеселиться. Значит, и в разговорной речи слово “коллектив” означает нечто иное, чем случайное собрание людей" /16/.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новости образования:

Методы проблемного обучения
Суть проблемного изложения заключается в том, что учитель создает проблемную ситуацию, формулирует проблемное задание, сам его решает, показывая детям этапы, их последовательность, образец рассуждения на каждом из них Общая структура метода проблемного изложения включает такие основные действия вза ...

Особенности методов решения логических задач
Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные понятия информатики, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические п ...

Система организации формирования знаний о многообразии живой природы у старших дошкольников
Цель: - формирование экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста; - разработка системы экологически ориентированных игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с многообразием живого мира; - включение дидактических игр в различные виды деятель ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru