Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 4

Но когда ученые задумываются над тем, как оценить “степень развития конкретного ученического коллектива, найти наиболее действенные средства положительного воздействия на его психологию, то принимают более сложное, развернутое представление о коллективе в его психологическом значении.

В “Словаре русского языка" С.И. Ожегова дается следующее толкование данному слову: “Коллектив - группа лиц, объединенных общей работой и общими интересами” /18/. Такое толкование не может быть принято за определение коллектива. Оно представляется слишком общим и не вполне точным. Ему соответствует, например, группа ребят, ворующих яблоки в чужом саду.

А.С. Макаренко писал: “. Только социальное единство, построенное по социалистическому принципу, может быть названо коллективом. Мы говорим и пишем: “Коллектив ХТЗ должен дать стране сто тракторов”. Но мы никогда не употребим выражение “коллектив заводов Форда”. И если современная семья, построенная на равном участии ее членов в общественном труде и принципиально утверждающая свободу и равенство своих членов, может быть названа коллективом, то ни в коем случае не будет коллективом купеческая семья во главе с отцом-самодуром или дворянская семья, допустим, утверждающая даже равенство членов, но по отношению ко всему обществу стоящая в потребительской групповой позиции”. В этом высказывании внимание акцентируется на очень важных моментах в понимании точного значения слова “коллектив” в наше время и в нашем социалистическом обществе. Известный советский психолог Г.М. Андреева пишет по этому поводу: “Подлинная коллективность в полном смысле этого слова может быть реализована лишь в социалистическом обществе и, соответственно, коллективы могут быть формой организации людей только в таком типе общества”. Обратим внимание на последние слова в приведенном выше высказывании А.С. Макаренко, где говорится о “потребительской групповой позиции" по отношению к обществу. Проявление такой позиции мы можем иногда наблюдать и в детских школьных объединениях. Приходится встречаться со случаями, когда потребительскую, по существу корпоративную позицию не отличают от коллективистской, когда проявления так называемого группового эгоизма принимаются за коллективизм. Например, в одной школе класс получил первое место в соревновании, а экскурсионная поездка - обещанная награда - не была организована. Ребята обиделись и в один голос заявили, что больше никакого участия в школьных делах принимать не будут. Некоторые учителя сочувственно говорили при этом: “Такой дружный, сплоченный коллектив - и так его обидели" /10/.

Можно ли такую позицию класса назвать коллективистской? Конечно, не выполнять обещанного нельзя, тем более тогда, когда награда вполне заслуженная. Но в данном случае вопрос в другом: может ли класс, занявший такую позицию по отношению к общешкольным делам, называться коллективом? Не наблюдаем ли мы здесь проявление той самой “потребительской позиции”, выражающей собой “групповой эгоизм”, о которой как о чуждой социалистическому коллективу говорил А.С. Макаренко?

Думается, что двух мнений тут быть не может. У членов подлинного коллектива в любой ситуации не должно быть проявлений корпоративного духа, групповщины и других подобных форм поведения, в основе которых лежат исключительно личные интересы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новости образования:

Цели и задачи обучения иностранному языку
Под целями обучения понимаются планируемые результаты изучения иностранного языка школьником. Можно смело сказать, что именно цели обучения являются самой важной методической категорией. Отвечая на вопрос "Зачем учить?", они определяют весь последующий выбор. Все перекосы в обучении начин ...

Программа социально-педагогической работы с трудными трудного подростками в Доме культуры "Рассвет"
Наше село находится в десяти километрах от города – это и хорошо и плохо. Наш некогда процветающий поселок, в одночасье превратился в экономически нестабильным. Появились очень богатые и очень бедные. У тех и других одинаковые условия для ведения домашнего хозяйства, но у большинства уже развился с ...

Особенности организации самостоятельных и домашних занятий
Теперь перейдем к содержанию самостоятельных занятий, какие упражнения можно (и нужно) рекомендовать школьникам для самостоятельных занятий. Но прежде нужно выяснить отличие самостоятельных занятий от домашних заданий. Давая задания на дом, учитель говорит школьникам, какие упражнения надо делать, ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru