Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Педагогические практики » Внутреннее устройство коллектива учащихся » Теоретический обзор по теме: "Формирование коллектива учащихся"

Страница 4

Но когда ученые задумываются над тем, как оценить “степень развития конкретного ученического коллектива, найти наиболее действенные средства положительного воздействия на его психологию, то принимают более сложное, развернутое представление о коллективе в его психологическом значении.

В “Словаре русского языка" С.И. Ожегова дается следующее толкование данному слову: “Коллектив - группа лиц, объединенных общей работой и общими интересами” /18/. Такое толкование не может быть принято за определение коллектива. Оно представляется слишком общим и не вполне точным. Ему соответствует, например, группа ребят, ворующих яблоки в чужом саду.

А.С. Макаренко писал: “. Только социальное единство, построенное по социалистическому принципу, может быть названо коллективом. Мы говорим и пишем: “Коллектив ХТЗ должен дать стране сто тракторов”. Но мы никогда не употребим выражение “коллектив заводов Форда”. И если современная семья, построенная на равном участии ее членов в общественном труде и принципиально утверждающая свободу и равенство своих членов, может быть названа коллективом, то ни в коем случае не будет коллективом купеческая семья во главе с отцом-самодуром или дворянская семья, допустим, утверждающая даже равенство членов, но по отношению ко всему обществу стоящая в потребительской групповой позиции”. В этом высказывании внимание акцентируется на очень важных моментах в понимании точного значения слова “коллектив” в наше время и в нашем социалистическом обществе. Известный советский психолог Г.М. Андреева пишет по этому поводу: “Подлинная коллективность в полном смысле этого слова может быть реализована лишь в социалистическом обществе и, соответственно, коллективы могут быть формой организации людей только в таком типе общества”. Обратим внимание на последние слова в приведенном выше высказывании А.С. Макаренко, где говорится о “потребительской групповой позиции" по отношению к обществу. Проявление такой позиции мы можем иногда наблюдать и в детских школьных объединениях. Приходится встречаться со случаями, когда потребительскую, по существу корпоративную позицию не отличают от коллективистской, когда проявления так называемого группового эгоизма принимаются за коллективизм. Например, в одной школе класс получил первое место в соревновании, а экскурсионная поездка - обещанная награда - не была организована. Ребята обиделись и в один голос заявили, что больше никакого участия в школьных делах принимать не будут. Некоторые учителя сочувственно говорили при этом: “Такой дружный, сплоченный коллектив - и так его обидели" /10/.

Можно ли такую позицию класса назвать коллективистской? Конечно, не выполнять обещанного нельзя, тем более тогда, когда награда вполне заслуженная. Но в данном случае вопрос в другом: может ли класс, занявший такую позицию по отношению к общешкольным делам, называться коллективом? Не наблюдаем ли мы здесь проявление той самой “потребительской позиции”, выражающей собой “групповой эгоизм”, о которой как о чуждой социалистическому коллективу говорил А.С. Макаренко?

Думается, что двух мнений тут быть не может. У членов подлинного коллектива в любой ситуации не должно быть проявлений корпоративного духа, групповщины и других подобных форм поведения, в основе которых лежат исключительно личные интересы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новости образования:

Техника безопасности при проведении химических демонстраций
Для успешного осуществления химического эксперимента необходимо знать и соблюдать правила техники безопасности. Согласно «Правилам техники безопасности для кабинетов химии общеобразовательных школ» при проведении демонстрационных опытов необходимо выполнять требования: 1. Обучающимся, которым по со ...

Роль информатики в современном образовании
Состояние школьного образования в современной России можно обозначить как переходное. Прежние принципы обучения детей утрачивают свою актуальность, появляется необходимость огромного количества нововведений, которые соответствовали бы состоянию науки, техническим возможностям и жизненной необходимо ...

Анализ передового педагогического опыта
В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительным потоком представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Создание игровой ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru