Формы, методы и приемы работы с аутентичными текстами лингвострановедческого характера на уроках английского языка в 8-9 классах средней школы

Педагогические практики » Использование аутентичных материалов лингвострановедческого характера как основа организации иноязычного общения в 8-9 классах » Формы, методы и приемы работы с аутентичными текстами лингвострановедческого характера на уроках английского языка в 8-9 классах средней школы

Страница 4

Рассматривая методику работы с аутентичными текстами лингвострановедческого характера, необходимо выделить такую серию упражнений, которая учитывает специфику данного вида текстов и направлена на развитие навыков чтения аудирования с последующим выводом на опосредованное общение. Такие упражнения позволяют читать и воспринимать на слух страноведческие аутентичные тексты разных жанров и видов, а затем на их основе формировать практические умения глубокого восприятия этих материалов. Эти упражнения представляют собой цельную систему и работа с данной системой позволяет достичь поэтапно:

понимания текста с извлечением из него личностно значимой информации (упражнения рецептивного характера);

воспроизведения усвоенного материала (упражнения репродуктивного характера);

интерпретация прочитанного или прослушанного текста с элементами анализа (упражнения репродуктивно-продуктивного характера);

использование полученной из текстов информации в ситуациях общения (упражнения продуктивного характера).

Такая типология упражнений соответствует требованиям коммуникативной технологии обучения иностранному языку в школе и имеет выраженную коммуникативную направленность. А учащиеся проявляют интерес к английскому языку вообще, и к содержанию усвоенных текстов, в частности. Кроме того, усвоенная ими лингвострановедческая информация может быть использована и в смоделированных ситуациях проблемной коммуникации, и в условиях свободного естественного общения. В комплексе такая система упражнений обеспечивает овладение коммуникативной компетенцией на основе чтения и аудирования в рамках предусмотренных школьной программой.

Выполняя упражнения рецептивного характера, учащиеся расширяют свой лингвострановедческий и культуроведческий кругозор и активизируют свою интеллектуальную и познавательную активность. Упражнения данной группы используются, как правило, на этапе овладения речевыми навыками и включают в себя выбор, поиск, имитацию и комментирование.

Являясь чаще дотекстовыми, упражнения рецептивного характера призваны сформировать у учащихся навыки прогнозирования.

В ходе работы по разделу 1 «Britain and its people at a glance» при обсуждении проблемы, «Какие они, британцы?» учащиеся говорят о своем собственном представлении о народе, строят свои предположения об их общих чертах поведения и характера (с использованием ключевых слов упр. 2 с. 15 учебника). Затем учащиеся имеют возможность на основе предложенного им для чтения текста «The English characteristics» (см. приложение) сравнить полученную информацию со своими ассоциациями.

Очень часто чтению или восприятию на слух лингвострановедческого текста предшествуют составление ассоциаграмм по выделенной теме или проблеме с опорой на имеющийся у учащихся интеллектуальный опыт. Эффективной здесь оказывается работа в парах или минигруппах, т.к. учащиеся имеют возможность сравнить различные варианты. Например, работая по теме «British Literature», еще до аудирования текста по теме, учащимся предлагается ответить на вопрос, с какими именами они связывают литературу Британии. В результате появляется примерная ассоциограмма (на уроках мы называем ее «ромашка», изображая ее в форме цветка).

В ходе дальнейшей работы на основе предложенного текста такая ассоциограмма, составленная учащимися, может расширяться. В ней появляются новые имена и географические названия, связанные с этими именами, основные годы жизни и деятельности этих писателей. Составление ассоциограмм учит учащихся прогнозированию, побуждает их к активной мыслительной деятельности.

Большой интерес у учащихся вызывают заочные путешествия по Британии. Например, в ходе такого путешествия учащимся предлагается посмотреть ряд фотографий с достопримечательностями Британии и дать краткую информацию о каждом из изображенных на них мест (на основе имеющихся у учащихся страноведческих знаний). Следующим этапом является чтение или прослушивание небольших по объему текстов об интересных местах Британии, которые служат для расширения высказываний учащихся по теме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Развитие профильного обучения в дидактике
Профориентация является самостоятельной областью знания, но формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права. Осуществление системного подхода к управлению профориентацией позволяет учесть междисциплинарные её аспекты, открывает возможность систематичес ...

Результаты констатирующего и формирующего экспериментов
Обучение письму и систематическая работа по формированию каллиграфического почерка учащихся - одна из главных задач начальной школы. С целью выработки каллиграфического письма у учащихся начальной школы нами были разработаны методические приёмы формирования графических навыков: 1) использование для ...

Профессионально обусловленные требования к культуре педагога
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориент ...

Главное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru