На этом этапе были поставлены следующие задачи:
1) сформировать знания о причинах различий национальных культур;
2) побудить осознание необходимости в ориентации на общечеловеческие ценности в выборе форм поведения;
3) стимулировать интерес к истории развития этнического многообразия России.
Мы предполагаем, что на первом этапе формирования культуры межнационального общения целесообразно использовать средства, располагающие возможностями влияния на народные игры, располагающие школьников к восприятию представителей других национальностей; тренинги, направленные на осмысление общечеловеческих ценностей в повседневной жизни подростков; слово, т.е. информирование учащихся о причинах своеобразия и неповторимости национальных культур в форме беседы, обсуждения, выполнения заданий в группах, анализа текстов по данной проблеме.
Для проверки данного предположения нами была спланирована система занятий и внеклассных мероприятий. Мы рассматривали ее как последовательную цепочку, в которой каждый элемент создает определенные условия для формирования отдельных элементов культуры межнационального общения и параллельно усиливает ранее сформированные.
Закрепление и расширение уже приобретенных на уроках по «Обществознанию» и «Истории Отечества» знаний об историческом становлении родной страны и приобретенные способности противостоять национальной ограниченности и национальному недоверию продолжалось на классном часе «Моя Родина» (6 «А» класс).
Цель занятия: привлечение внимания учащихся к их национальным корням, обычаям и культуре родного народа; воспитание терпимости к представителям других национальностей.
Аналогичная работа по оказанию влияния на элементы культуры межнационального общения проходила на всех остальных занятиях с преимущественным воздействием на когнитивный компонент в соответствии с задачами этапа.
Изучение диагностических данных позволило определить количественные результаты первого этапа, которые представлены в таблице № 5.
Таблица № 5
Количественная характеристика состояния сформированности культуры межнационального общения у школьников до и после 1 этапа эксперимента
Уровень |
Распределение школьников по уровням сформированности в контрольных группах |
Распределение школьников по уровням сформированности в экспериментальных группах | ||
на начало 1 этапа |
на конец 1 этапа |
на начало 1 этапа |
на конец 1 этапа | |
Негативный |
5,1% (9 чел.) |
7,2% (13 чел.) |
3,9% (5 чел.) |
0 |
Низкий |
59% (106 чел.) |
54,0 (97 чел.) |
58,4% (78 чел.) |
56,0% (75 чел.) |
Средний |
28,7% (52 чел.) |
31,6% (57 чел.) |
31,7% (43 чел.) |
32,8 (44 чел.) |
Высокий |
7,2% (13 чел.) |
7,2% (13 чел.) |
6,0% (8 чел.) |
11,2% (15 чел.) |
Из таблицы № 5 следует, что в результате 1-го этапа экспериментальной работы, количественные показатели уровней сформированности культуры межнационального общения в экспериментальных группах, в сравнении с исходным состоянием, изменились. Произошло увеличение количества школьников, характеризовавшихся средним и высоким уровнями сформированное™ культуры межнационального общения соответственно на 2,6% и 5,2%, за счет уменьшения количества школьников, ранее характеризовавшихся негативным и низким уровнями развития данного качества.
Новости образования:
Теоретические основы формирующего эксперимента
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и результаты констатирующего эксперимента привели нас к убеждению, что наряду с формированием понимания речи, необходимо предусмотреть специальные упражнения, позволяющие повысить эффективность преодоления системного недоразвития р ...
О возможностях воспитания межнационального согласия и веротерпимости в
молодёжных полиэтнических сообществах
Речь идёт именно о возможностях воспитания межнационального согласия и веротерпимости в молодёжных полиэтническоих сообществах, которые можно реализовать, но, как показывают выше приведённые результаты социологических опросов, в сложившейся практике воспитания молодёжи не всегда реализуются. Тем не ...
Роль воображения в развитии ребенка и его значение в формировании детской
субкультуры
Развитая способность воображения, типичная для детей среднего дошкольного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений оригинальность ассоциаций, остроумия сравнений и многое другое. Таким образом, очевидно, что вообра ...