Особенности процесса формирования культуры межнационального общения

Педагогические практики » Процесс воспитания культуры межнационального общения у школьников » Особенности процесса формирования культуры межнационального общения

Страница 2

На этом этапе были поставлены следующие задачи:

1) сформировать знания о причинах различий национальных культур;

2) побудить осознание необходимости в ориентации на общечеловеческие ценности в выборе форм поведения;

3) стимулировать интерес к истории развития этнического многообразия России.

Мы предполагаем, что на первом этапе формирования культуры межнационального общения целесообразно использовать средства, располагающие возможностями влияния на народные игры, располагающие школьников к восприятию представителей других национальностей; тренинги, направленные на осмысление общечеловеческих ценностей в повседневной жизни подростков; слово, т.е. информирование учащихся о причинах своеобразия и неповторимости национальных культур в форме беседы, обсуждения, выполнения заданий в группах, анализа текстов по данной проблеме.

Для проверки данного предположения нами была спланирована система занятий и внеклассных мероприятий. Мы рассматривали ее как последовательную цепочку, в которой каждый элемент создает определенные условия для формирования отдельных элементов культуры межнационального общения и параллельно усиливает ранее сформированные.

Закрепление и расширение уже приобретенных на уроках по «Обществознанию» и «Истории Отечества» знаний об историческом становлении родной страны и приобретенные способности противостоять национальной ограниченности и национальному недоверию продолжалось на классном часе «Моя Родина» (6 «А» класс).

Цель занятия: привлечение внимания учащихся к их национальным корням, обычаям и культуре родного народа; воспитание терпимости к представителям других национальностей.

Аналогичная работа по оказанию влияния на элементы культуры межнационального общения проходила на всех остальных занятиях с преимущественным воздействием на когнитивный компонент в соответствии с задачами этапа.

Изучение диагностических данных позволило определить количественные результаты первого этапа, которые представлены в таблице № 5.

Таблица № 5

Количественная характеристика состояния сформированности культуры межнационального общения у школьников до и после 1 этапа эксперимента

Уровень

Распределение школьников по уровням сформированности в контрольных группах

Распределение школьников по уровням сформированности в экспериментальных группах

на начало 1 этапа

на конец 1 этапа

на начало 1 этапа

на конец 1 этапа

Негативный

5,1% (9 чел.)

7,2% (13 чел.)

3,9% (5 чел.)

0

Низкий

59% (106 чел.)

54,0 (97 чел.)

58,4% (78 чел.)

56,0% (75 чел.)

Средний

28,7% (52 чел.)

31,6% (57 чел.)

31,7% (43 чел.)

32,8 (44 чел.)

Высокий

7,2% (13 чел.)

7,2% (13 чел.)

6,0% (8 чел.)

11,2% (15 чел.)

Из таблицы № 5 следует, что в результате 1-го этапа экспериментальной работы, количественные показатели уровней сформированности культуры межнационального общения в экспериментальных группах, в сравнении с исходным состоянием, изменились. Произошло увеличение количества школьников, характеризовавшихся средним и высоким уровнями сформированное™ культуры межнационального общения соответственно на 2,6% и 5,2%, за счет уменьшения количества школьников, ранее характеризовавшихся негативным и низким уровнями развития данного качества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Теоретические основы формирующего эксперимента
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и результаты констатирующего эксперимента привели нас к убеждению, что наряду с формированием понимания речи, необходимо предусмотреть специальные упражнения, позволяющие повысить эффективность преодоления системного недоразвития р ...

О возможностях воспитания межнационального согласия и веротерпимости в молодёжных полиэтнических сообществах
Речь идёт именно о возможностях воспитания межнационального согласия и веротерпимости в молодёжных полиэтническоих сообществах, которые можно реализовать, но, как показывают выше приведённые результаты социологических опросов, в сложившейся практике воспитания молодёжи не всегда реализуются. Тем не ...

Роль воображения в развитии ребенка и его значение в формировании детской субкультуры
Развитая способность воображения, типичная для детей среднего дошкольного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений оригинальность ассоциаций, остроумия сравнений и многое другое. Таким образом, очевидно, что вообра ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru