Итогом первого этапа экспериментальной работы по формированию у школьников культуры межнационального общения явились следующие изменения: многие школьники приобрели и пополнили знания о нравственности и морали, о нормах, принципах и требованиях общей гуманистической этики, которые ориентируют на выбор форм поведения. Они узнали причины многонациональное™ России.
Несмотря на общую положительную динамику в развитии отдельных элементов культуры межнационального общения необходимо отметить, что у большинства подростков сохранилось отрицательное отношение к представителям отдельных национальностей.
Решение этих проблем мы продолжили на втором этапе опытно - экспериментальной работы по формированию культуры межнационального общения. Задачами второго этапа стали:
1) формирование знаний о правах человека и народов, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения;
2) ориентация учащихся в национальной идентификации;
3) воспитание уважительного отношения ко всем народам;
4) формирование способности противостоять национальной ограниченности и национальному недоверию.
На данном этапе целесообразно использовать следующие средства: слово как основной источник знаний, тренинг, в процессе которого учащиеся приобретают опыт эмоционального переживания ситуаций, патриотическое воспитание, которое сплачивает народы внутри одной страны, национальные праздники как явление яркое, связанное с позитивными чувствами.
На классных часах школьники без труда отмечали такие национальные различия, как внешний вид, манера вести себя, одеваться, особенности мимики и жестикуляции. Однако определить признаки нации для них оказалось сложным (впрочем, это вызвало некоторые затруднения и у классного руководителя). Почти все ребята осознают свою принадлежность к той или иной национальности, их внимание стали привлекать обычаи и культура родного народа, они стали терпимее к представителям других национальностей.
Воспитание уважительного отношения к людям разных национальностей продолжалось на уроках по «Истории Отечества». Учащиеся приобрели новые знания об истории народов России и желали пополнять эти знания.
Изучение диагностических данных позволило определить количественные результаты первого этапа, которые представлены в таблице № 6.
Таблица № 6
Количественная характеристика состояния сформированности культуры межнационального общения у школьников до и после 2 этапа эксперимента
Уровень |
Распределение школьников по уровням сформированности в контрольных группах |
Распределение школьников по уровням сформированности в экспериментальных группах | ||
на начало 2 этапа |
на конец 2 этапа |
на начало 2 этапа |
на конец 2 этапа | |
Негативный |
7,2% (13 чел.) |
5,6% (10 чел.) |
0 |
0 |
Низкий |
54,0% (97 чел.) |
51,1% (92 чел.) |
56,0% (75 чел.) |
39,9% (57 чел.) |
Средний |
31,6% (57 чел.) |
34,4% (62 чел.) |
32,8% (44 чел.) |
43,3% (62 чел.) |
Высокий |
7,2% (13 чел.) |
8,9% (16 чел.) |
11,2% (15 чел.) |
16,8% (24 чел.) |
воспитание культура межнациональный школьник
Новости образования:
Комментированное обучение: его резервы и достоинства
Сотни лет базируется на опросе домашнего задания, оценке ЗУН, объяснении нового материала, повторении и закреплении изученного на уроке. Современное гуманистическое обучение выступает против молчаливого присутствия учащихся на уроке, мучительного страха учащихся перед ответом у доски. Поэтому при п ...
Выявление уровня развития творческого мышления и способностей к дизайн-деятельности
Для того чтобы определить «зону ближайшего действия», то есть тот уровень умений и навыков, который мы можем достичь в процессе обучения, нам нужно провести с дошкольниками диагностики, определяющие имеющийся уровень развития творческого мышления и дизайнерских способностей. Диагностическую работу ...
Неделя иностранного языка как организационная форма внеклассной воспитательной
работы
Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализаци ...